Учебный процесс у биологов включает не только лекции, лабораторные и практические занятия, но и работу в полевых условиях, где проводится изучение живых организмов в естественных условиях их обитания, а также сбор биологического материала для дальнейших камеральных исследований.
Такая полевая практика является обязательной частью учебного процесса и бывает зимней и летней. На зимней практике студенты изучают поведение животных и следы их жизнедеятельности, учатся определять растения в безлистном состоянии, закладывают лабораторные эксперименты по оценке физиолого-биохимических показателей растений, изучают поведение лабораторных животных. Но это только «введение» в большую летную практику.
Летом студенты в первую очередь знакомятся с методами полевых биологических исследований. Их много, и они зависят от объекта изучения. Например, для учета грызунов и ползающих насекомых устанавливаются специальные ловушки. Для отлова летающих насекомых применяют воздушные сачки, для жителей водоемов — водные. При изучении растительного мира применяют флористические методы, что сопровождается сбором гербария. Между прочим, гербарий ТулГУ зарегистрирован в международной базе, имеет акроним TULGU и ежегодно пополняется сборами студентов и преподавателей! Оценка гербарных сборов — тема отдельного научного исследования студентов… Для выявления разнообразия растительности применяют геоботанические описания с закладкой пробных площадей.
Для студентов-биологов (и биоэкологов!) важно знать не только разнообразие видов, но и понимать взаимосвязи между ними в природной экосистеме, а также связи с факторами окружающей среды. Для этого студенты знакомятся с методами оценки абиотических показателей среды. В каждой природной экосистеме определяют освещенность, температуру воздуха и почвы, кислотность и влажность почвы, а в водных экосистемах — скорость течения воды, кислотность и содержание солей в воде.
Важной частью любой экосистемы является почва, и потому студенты обязательно выкапывают шурфы, проводят описание почвенного профиля и отбирают образцы почв для дальнейшего изучения в лаборатории. А заодно изучают почвенных насекомых и других беспозвоночных животных, отмечают следы жизнедеятельности позвоночных животных (например, кротовины).
Иными словами, студенты осваивают комплекс методов, позволяющий не только выявить разнообразие живых организмов, но и оценить состояние среды их обитания. Такое понимание многообразия связей между всеми компонентами экосистемы позволяет студентам на практике охарактеризовать состояние любой экосистемы, а в дальнейшем — разработать подходы к их сохранению и восстановлению! Этому и учат студентов-биологов в ТулГУ.
Однако необходимо понимать, что природные экосистемы разнообразны и в разных условиях — разные виды растений и животных. Для знакомства с разнообразием природных экосистем студенты-биологи выезжают в разные части Тульской области.
В этом году студенты посетили участок национального парка «Тульские засеки» у поселка Озерного, где изучили видовой состав широколиственного леса, его ярусную структуру, оценили разнообразие растительных сообществ, выяснили свойства почвенного покрова. Кроме того, на данном участке находится уникальный комплекс карстовых болот. Студенты (многие — впервые!) увидели насекомоядную росянку, клюкву и ряд других краснокнижных видов растений (шейхцерия болотная, очеретник белый, болотный мирт и др.), отобрали образцы торфа методом бурения, выяснили отличия между торфом на разных болотах или участках, оценили показатели болотной воды…
Одним словом — комплексная практика! А впереди еще — хвойно-широколиственный лес, луга и степи, реки и пруды… И такой волшебной жизни — целый месяц!
Присоединяйтесь!