На Казахстанской железной дороге, как всегда, не обходится без скандальных происшествий. Почти полсотни бизнесменов, владеющих подъездными путями на станции Костанай, сталкиваются с полностью безвыходной ситуацией. Причем попали они в эту ситуацию, как утверждают сами предприниматели, по вине Казахстан Темир Жолы.
Владельцев подъездных путей разоряет несвоевременная поставка и уборка вагонов, однако сменить того, кто им поставляет данные услуги, они не могут. Дело в том, что 45 человек подписало договор с «Казжолтранс», причем подписали, судя по отзывам, отнюдь не добровольно. КТЖ попросту собрал их всех и предложил подписать договор с ТОО «Казжолтранс» в качестве единой разумной альтернативы. По сути, мы видим здесь попытки частных интересов КТЖ влиять на национальный бизнес с помощью навязанного контракта, будучи монополистом в сфере железнодорожного транспорта.
И если ранее бизнесмены могли сами решить, чьими услугами им проще и дешевле воспользоваться, то после этого контракта все изменилось. Поскольку проезд локомотивов осуществляется непосредственно по железнодорожному полотну КТЖ, компания может диктовать свои условия. Поступила КТЖ при этом весьма решительно, попросту разобрав стрелку – мол, соберем, если все заключат контракт с «Казжолтранс».
КТЖ не видит серьезной проблемы в том, что «Казжолтранс» не успевает вовремя убирать и поставлять вагоны, из-за чего, собственно, и происходят убытки. Его руководство обещает кардинальные перемены, которые должны произойти в декабре. Однако пока что ситуация никак не меняется.
Предприниматели вынуждены мириться с некачественной работой «Казжолтранс». И пока они несут потери, составляющие миллионы тенге, проходит очередное заседании Совета по защите прав предпринимателей Костанайской области. И снова обсуждение приходит к кабальному договору между бизнесменами и КТЖ, упираясь в невозможность его обойти. При этом, часть предприятий вообще может использовать свои собственные подъездные пути.
Пока что обсуждение решили вынести на более высокий уровень. При том, что ситуация ясна – КТЖ объявляет о том, что уборкой вагонов и их подачей будут заниматься частные компании. А затем внезапно появляется «Казжолтранс», предлагая свои услуги. Попытка работать с прежним оператором закончилась внеочередной проверкой от КТЖ, которая была призвана доходчиво объяснить операторам – отныне они все пользуются только «Казжолтранс».
Безразличие к людям, демонстрируемое КТЖ, к сожалению, является досадным эпизодом в истории национальных железных дорог Казахстана, когда госорганы на местах оказываются не в состоянии поддерживать справедливость, которую граждане ждут от правительства. Это, разумеется, свидетельствует о глубоком системном кризисе этого государственного предприятия. А схема, при которой КТЖ предлагает услуги «Казжолтранс» вне любой конкурентной основы, по сути своей, является преступной. Лишь вопрос времени в том, насколько быстро это обнаружится. Главное – насколько разорительным для казахстанского бизнеса окажется время ожидания.