Под Новый год что ни пожелается, все произойдет. А уж под Старый Новый год можно даже с самим Дедом Морозом поговорить откровенно, – и вот они, январские тезисы от самого любимого и загадочного дедушки!.
«Вообще-то мы – настоящие!» – заявил Дед Мороз с порога.
– Да ты не на реквизит смотри, ты к нам в душу загляни! Эх, перестают люди в нас верить. А ведь вера в Деда Мороза – это не просто вера в Сказку, это вера во все ХОРОШЕЕ. Поэтому Дед Мороз просто обязан верить сам в себя, тогда и в него поверят. Я вспоминаю, как в конце девяностых бегал по квартирам: заказов было столько, что приходилось отказывать. А в прошлом году – пять «квартирников» (это просто 15-минутное поздравление ребенку), в этом году – вообще три. Если так дальше пойдет, то скоро мы совсем ненужными станем...
Виноваты отчасти и мы сами, Деды Морозы.
Вот я пять лет приходил поздравлять одного мальчика: он из Москвы приезжал к своей бабушке, и та заказывала ему Деда Мороза, то есть меня. И вот она звонит и отменяет заказ: ребенок в истерике, стоит заговорить про Деда Мороза, кричит: «Пусть он только придет, я ему всю бороду выдерну!» Оказалось, мальчик случайно увидел, как на утреннике Дед Мороз прошел в отдельную комнату, там снял шапку, шубу, отклеил бороду… и оказался обычным мужиком, а не загадочным Дедом Морозом!
То есть ребенок пять лет жил в красивой сказке, а тут вдруг узнал, что его обманывают! Кого он в этом обвинил? Правильно, Деда Мороза! Я, конечно, не пошел тогда к нему.
Дед Мороз:
– Кстати, о детской вере. Поздравлял детишек, которые выиграли конкурс в одной из тульских газет. Пришла девочка лет шести с мамой, которая активно культивировала в ребенке веру в Деда Мороза и во все хорошее, но у ребенка всегда есть свое мнение…
Девочка подошла ко мне, взялась за мой посох и выдала: «Ты ненастоящий!» Удивился не только я, но и мама девочки. Оказалось, девочка накануне посмотрела сказку «Морозко»: там Дед Мороз замораживал всех своим волшебным посохом. Ну а раз она прикоснулась и не замерзла, то… Я нашелся, что ответить: «Так то когда было… Да и я – добрый Дед Мороз и замораживаю только непослушных девочек. А ты – девочка хорошая». Но ребенок все гнет свое: «Ты ненастоящий!» Тогда встаю во весь рост, бью посохом и вещаю: «Ну, раз ты такая Фома неверующая, плохая, придется тебя заморозить!»
Вы бы видели эти глаза! Вера к девочке сразу вернулась: хорошо сомневаться, когда лично тебе ничего не грозит, а на себе проверять возможности «волшебника» – на такое ни один ребенок не пойдет! Но вообще фольклор надо знать назубок, тогда из любой ситуации выкрутишься.
Дед Мороз:
– Не всякая программа будет «работать» одинаково в разных учреждениях. Была у нас праздничная сказка, где Лисичка ворует наши со Снегурочкой подарки, но дети ее ловят и все хорошо заканчивается… Отыграли эту программу в шести детсадах и школах, а потом поехали в детский дом, в захолустье. Вы знаете, чем питаются детдомовцы? За всех не скажу, но в том было все «классично»: карамелька – как подарок. А тут – мешки с шоколадными конфетами! Ну это все равно что обычному ребенку мотоцикл подарить... Работаем мы со Снегурочкой, дети радуются. И вот Лиса (она сейчас очень известная в Туле актриса) похищает подарки! Атмосфера моментально накалилась. Вы знаете, на что способны три десятка разозленных детей? Они не боятся ничего, мне тогда показалось, что они и убить бы не побоялись… Они двинулись «свиньей» на Лису, организованно, как рыцари на Чудском озере, только ГОРАЗДО быстрее. Лиса только успела перепрыгнуть через стол (я и не подозревал, что она так прыгать может!) и забиться под него. Пришлось встать перед этой толпой, грохнуть посохом и пообещать заморозить каждого, кто двинется дальше! Только это детей и остановило.
Дед Мороз:
– В двадцатых числах начинаются утренники (семь в день – нормальный график) и «квартирники»: ходим по квартирам и поздравляем детей). Раньше всегда Деда Мороза и Снегурочку приглашали к столу, но сейчас такое – большая редкость: кризис. Исключение – дети VIP-персон, где традиции живы. Такое поздравление может стоить от 500 до 2000 рублей (в Москве – не менее 5000). Дети – разные. Мы всегда знаем, сколько лет ребенку, которого мы поздравляем, и работать я начинаю еще в коридоре, иначе можно даже взрослого напугать. Первой обычно идет Снегурочка, чтобы оправдать мое появление: «Ой, а где же Дедушка Мороз, он к вам не заходил?» Ну вот как-то так. Я появляюсь, говорю приветственный стих (или прозой – тут все индивидуально). Изображаю старика, который заблудился, и если бы дети не позвали … Из образа никогда нельзя «вываливаться».
Дальше спрашиваем про елочку. Она должна быть выключена! Зажечь ее надо с третьего раза. Если дети постарше, лучше изобразить «технически подкованного» деда: «Эх вы, чтобы елочку включить, надо штепсель в розетку вставить!» – такой выпад обычно сближает. Затем надо что-то для елочки сделать – танцуем, хороводы водим. Потом – загадки (сообразно возрасту) и конкурсы. В заключение у елочки, чтобы получить подарок, надо что-то сделать для Деда Мороза. После подарка детям не до нас: идеальное время, чтобы уйти, иначе могут предложить выпить. Если ребенок рядом, просто говорю: «Спиртное – напиток горячительный: Дедушка растает!» Конечно, губить Деда Мороза на глазах собственных детей родитель не станет.
Дед Мороз:
– В двадцатых числах у нас со Снегурочкой начинаются «корпоративы» – елки для взрослых. Средняя цена – 10000 рублей. Это за работу с 23.00 до 5.00 с перерывами. Можно заработать раз в пять больше (зависит от заказчика). Если программа понравилась, заказчик обычно платит «двойной тариф»: есть резон стараться. Если пятилетний человек верит в «Деда Мороза-волшебника», то 30-50-летний мужчина верит, что в его жизни в настоящий момент ВСЕ ХОРОШО и Дед Мороз – как иллюстрация к этому, что ли… На этом разница исчерпана.
Взрослые как дети водят хороводы и рассказывают Дедушке стихи с табуретки! Да, и еще подарки не просят, а требуют! Ну как откажешь здоровому битюгу, который запросто силой все взять может? Правда, случаев подобного насилия над Дедами Морозами ни я, ни мои коллеги не припомним… Но выкручиваться все равно приходится. Здесь убеждения и логика не работают (человек-то, как правило, подвыпивший). Идти надо «через личность», мы ведь успеваем познакомиться за вечер: «Вы же водитель, понимаете, что значит «попасть в сугроб», вот мои олени в сугробе застряли и остался я без подарка!»
Чушь, конечно, полная, но только она и работает. Мы же в сказку играем, а там логики нет.
Снегурочка:
– Отличия еще есть. На корпоративе полезно допустить чуть-чуть эротики, это я не о себе, конечно (смотри тезис №1). Популярнейший конкурс: собрать несколько предметов (чаще – одежда). Выбираем девушку, которая должна собрать, например, часы, брюки, ботинок и т.п. Мужчины легко все отдают, чтобы помочь даме: один, помнится, даже трусы с себя снял!
Дед Мороз:
– Девушки в таких конкурсах тоже легко раздеваются, причем даже если выпили немного: это драйв, который надо тщательно готовить. Помню, на одном корпоративе сразу две девушки разделись «топлес»: выиграли по телевизору! Правда, им пришлось потом внешность поменять слегка (одна побрилась наголо, а другая перекрасилась) и не ходить по той улице, где этот ресторан находится…
Снегурочка:
– На корпоративе мне порою так достается… Помню, «оборонка» гуляла, и мне один дядечка так глазки строил, еле отвязалась. Мужчины помогли (более сознательные): я сделала вид, что ловелас меня похитить хочет. С криком «Снегурочку крадут!» толпа метнулась в сторону моего «кавалера»… Вы видели, как семеро одного бьют? Я в тот раз увидела. Били, конечно, понарошку, но как подвыпившие могут себя контролировать, вот так и били… Этой «понарошки» сластолюбцу хватило, больше не приставал.
Теперь я всегда стараюсь держаться рядом с Дедушкой: так разным «казановам» сложнее. Тронуть Деда Мороза никто не посмеет, а подойдешь к нему – попадешь в какой-нибудь конкурс, а это в планы ловеласов никогда не входит.
Дед Мороз:
– Мне сложнее в таких ситуациях, а они возникают в любом случае, когда женщин намного больше. Помню, был на елке в одной больнице: 40 женщин и несколько мужчин, которые были с женами! Мне глазки строили первые пять минут, потом перешли к активным действиям. Меня упорно зажимали и тискали (в выборе мест для тисканья не стеснялись!). Пришлось выбрать себе «Снегурочку» по вкусу и с ней уехать, иначе растерзали бы. Тут главное – уйти любой ценой, а дальше – сам решай.
Дед Мороз:
– То, что «дедморозят» в основном артисты, неправда. В Туле шесть театров (я считаю и студенческий «Риск») – это от силы три десятка Дедов Морозов и Снегурочек, разве этим спрос целого города удовлетворишь? Так что …
– Ну а сейчас пора нам прощаться, детки другие нас уже ждут. Мы еще будем с вами встречаться, но уже в будущем, новом году!