В пятницу 6 января православная церковь отмечает Рождественский сочельник – канун Рождества Христова.
В этот день праздничные богослужения пройдут во всех храмах Тулы и области.
Божественные литургии в храмах начинаются вечером 6 января и продолжаются до середины ночи 7 января.
Где в Туле пройдут рождественские службы
Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия:
Боголепно, молитвенно, благоговейно, радостно вновь торжествует ныне Святая Православная Церковь мироспасительное Рождество Христово. Священное это и дивное событие в жизни человечества и всего мироздания совершилось в Иудейском городе Вифлееме, в царствование Римского императора Августа Октавиана при правлении иудейского царя Ирода (Мф. 2;1), когда исполнилось время (Гал. 4; 4-7), назначенное Богом для приготовления людей к пришествию в мир Мессии Спасителя, и Всеблагой Отец Небесный, по непостижимой и безмерной любви Своей, послал в мир Своего Единородного Сына, предназначенного для нашего спасения еще прежде создания мира, явившегося же в последние времена (1 Петр 1;20) в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4;9-10), и не только наши, но и всего мира (1 Ин. 2;2), чтобы искупить род человеческий, восстановить утраченную людьми живую сыновнюю связь с Богом, и нам через Него получить усыновление, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 15-16).
По мысли прп. Максима Исповедника, единым мановением воли Основавший бытие всякой видимой и невидимой твари прежде всех веков и самого происхождения тварного бытия неизреченно имел о нем преблагой совет, чтобы Самому Ему непреложно смешаться с естеством человеческим через истинное соединение по Ипостаси и с Собою неизменно соединить естество человеческое так, чтобы и Самому стать Человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собою. Именно для этого Он премудро разделил первые века, чтобы Ему стать Человеком, а другие - на осуществление того, чтобы человека сделать Богом. Конец их достиг нас. В века же, предназначенные для осуществления таинственного и неизреченного обожения людей, Бог явит нам преизобильное богатство благости Своей (Ефес. 2;7), осуществляя совершенным образом в достойных обожение. Как Сам Он достиг в таинственном осуществлении Вочеловечения, всячески, за исключением одного только греха, уподобившись нам и снизойдя в преисподние места земли (Ефес. 4;9), куда человека толкнула тирания греха, то, конечно, и в таинственном осуществлении обожения человека Он достигнет конца, когда всячески, за исключением только одного тождества с Собою по сущности, уподобит Себе человека и возведет его превыше всех небес, куда пребывающее там естеством величие благодати и призывает, по беспредельной благости Своей, падшего человека.
Итак, собезначальный Отцу и Святому Духу Единородный Бог Слово, Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения, от Марии Приснодевы и Богородицы ставший и Сыном человеческим, родился в городе Давидовом Вифлееме, но не в царских палатах, хотя и был потомком славного царя пророка псалмопевца (Лк. 1;26), а в холодной каменной пещере-приюте для скота в ненастье. «Вифлееме, уготовися, благоукраситеся, ясли: вертепе, приими – Истина прииде, Бог человеком от Девы явися»2, - воспевает Святая Церковь, и громогласный провозвестник Божией Благодати святитель Фессалоникийский Григорий восклицает: «Предвечное и неограниченное и всемогущее Слово, как бесприютный, бескровный, бездомный, в вертепе ныне рождается по плоти, и как Младенец в яслях полагается и зрится очами и руками осязается, и обвязывается пеленами… В силу того, что посредством ума Бог и плоть несмешенно соединились в существо единой Богочеловеческой Ипостаси, которая, снизойдя до девственного чрева, в котором и от которого, благоволением Отца и содействием Духа, пришло в бытие Преипостасное Слово, ныне разрешается от чрева и рождается как Младенец, не нарушив, но сохранив ненарушенным знамения девственности Матери, родившись бесстрастно, безболезненно, как и зачато было бесстрастно, потому, что Родившая явилась выше, как страстного наслаждения в зачатии, так и мучительных болей в рождении… Сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевают похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, чтобы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк. 2;14). Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней в равной мере, как славится Святыми и Ангелами Его.
Возлюбленные о Рождшемся Богомладенце духовные чада мои! Да торжествует в сердцах наших радость велия о всеблагом о нас Божием смотрении, да ликует с нами все небесное воинство святых ангелов и архангелов, да славословит преславный сонм богодухновенных пророков и вся Церковь праведников, на небесах торжествующая (Евр. 12; 22-23), великую благочестия Тайну (Лк. 2; 10-11), озарившую мир светом вечной Истины, просвещающую и научающую нас любви божественной, духовному совершенству, богоподобию и святости.
В радости праздника верой и любовью благоукрасим храмы душ и телес наших благолепием христианских добродетелей и чрез исполнение благодатных Христовых заповедей чистым сердцем воспримем пришедшего в мир Христа Жизнодавца, со святой надеждой в непреложность обетования Его - пребывать с нами в жизни Святой