Власть пьянит так сильно, что никакие наркотики лидерам не нужны. Как выяснили нейрофизиологи, настоящие лидеры не подвержены наркотической зависимости, а от борьбы за свой статус получают что-то вроде удовольствия. Зато «стадо» при малейшем стрессе садится на иглу.
Пророки, писавшие священные книги разных религий, иногда были не чужды наркотикам, но они понятия не имели о наркотической зависимости. Учёные мужи древности не имели в руках того арсенала методов и средств для исследований, который доступен их современным коллегам. Однако не одну тысячу лет мудрецы и пророки убеждают человечество, что порокам подвержены в первую очередь слабые люди.
Современные же люди пророкам доверять не склонны и требуют научного подтверждения подобным утверждениям. Михаэль Надер и его дипломник Роберт Гулд из медицинской школы университета Уэйк-Форест решили оригинально проверить многовековой опыт человечества экспериментом на обезьянах. Попутно учёные изучили разницу между реакцией на стресс между лидерами и «стадом».
Учёным удалось доказать, что в стрессовых ситуациях находящиеся в подчиненном состоянии макаки предпочитают «сесть на иглу» и получить очередную дозу кокаина вместо пищи.
Совершенно другое свойственно доминантным лидерам: в опасности они начинают принимать меньше наркотиков.
Яванские макаки, участвовавшие в работе, попали в лапы к ученым не за пристрастие к наркотикам, а за хорошо прослеживаемую социальную иерархию. В их стае, как и в человеческом обществе, всегда есть доминирующие и подчиненные особи. Установление «классового строя» среди обезьян происходит исключительно физическими методами, а для поддержания достаточно одного взгляда: если самец уже один раз доказал свое превосходство, то побежденный будет ему всегда уступать.
Методика заключалась в создании стрессовой ситуации и исследовании реакции и поведения наших хвостатых сородичей. Для этого ученые по очереди сажали каждого из восьми воспитанников в клетку, которую на некоторое время ставили в окружение еще четырех незнакомых, агрессивно настроенных макак, которые не скупились на крики, жесты и более чем выразительные взгляды в сторону изолированного от них «заключенного».
В первом эксперименте макакам за несколько минут до стресса вводили глюкозу с радиоактивной меткой, излучающей гамма-кванты, регистрируемые томографом. Это позволило с высокой точностью детализировать картину питания мозга в стрессовой ситуации и показать, какими областями в этот момент поглощается больше глюкозы.
В покое у доминантных особей была значительно активней область, отвечающая за тревогу и страх (гиппокамп и миндалевидное тело), так же как и участок коры, ответственный за социальное поведение. Как только особей подвергали испытанию агрессивными соседями, подчиненные макаки начинали испытывать противоречивые, но всегда бурные чувства – возрастала активность зоны эмоций, страха, тревоги и области, связанной с поощрением. Доминантные самцы оставались спокойны – ученые зарегистрировали лишь возрастание в области поощрения, как будто макаки получали удовольствие от ситуации, в которую их поместили.
Второй эксперимент доказал склонность слабых к порокам, а сильных духом – к воздержанию в трудную минуту. В той же «экстремальной» ситуации макакам давали на выбор два рычага: при нажатии на один из них им вводили кокаин, на другой – давали пищу. Обезьяны знали, какой рычаг что значит: за некоторое время до опыта приматов тренировали.
Стресс вынуждал подчиненных гораздо чаще, чем лидеров, прибегать к наркотикам.
В то же время доминантные особи даже начинали принимать меньше кокаина, чем в обычных, спокойных условиях.
Хотя в ходе работы, результаты которой были представлены на конференции по экспериментальной биологии в Сан-Диего, учёные предлагали обезьянам лишь кокаин, её выводы естественно распространить и на другие вещества, меняющие сознание.
Надер и Гулд считают, что их исследование полезно не только для разработки новых нефармакологических методов лечения наркомании, но и для избавления от её социальных корней. Кроме того, по их мнению, работа открывает новые возможности для лечения тревоги и депрессии, развивающихся в результате хронического стресса.