Почему малыш вдруг перестал интересоваться учебой? Почему его не заставишь сесть за уроки? Сегодня ответы на эти вопросы дают тульские мамы и психологи.
Когда ребенок делает уроки, ему не должны мешать ни игрушки, ни младшие братишки!
На фото семья Копановых: Андрей, мама Елена и Антон.
Выкладывайте фото своих малышей здесь
Нельзя ругать за невыполненные уроки
– Когда старшая дочь пошла во второй класс, у нас был трудный период, – делится опытом тулячка Елена Чижова. – Домашнее задание мы делали до ночи! Таня не могла сосредоточиться, отвлекалась, потом начинала психовать и кричать: «Да зачем вообще нужны эти уроки?!» Я даже подумывала обратиться к психологу. При этом учиться дочке хотелось, и учитель ей нравился, но с концентрацией внимания при выполнении «домашки» были большие сложности. |
О бычно родители, видя трудности в учебе ребенка, плохие отметки, пытаются решить проблемы ребенка тремя способами:
жесткий контроль и понукания («ты сделал домашнее задание?»);
выполнение заданий за ребенка («ну как он пойдет завтра в школу с несделанными уроками?»);
наказание («не решишь задачку – мультики смотреть не будешь!»).
Эти методы неверные и вредные, считают психологи. Они отвлекают от проблемы, мешают ее выявить. Ребенок не может осмыслить собственный опыт и сказать: «Мам, мне трудно учиться, потому что я не могу сосредоточиться на том, что говорит учитель, и запомнить главное».
– Часто причиной трудностей в обучении, с которыми сталкиваются дети, бывает несформированность, незрелость процессов памяти и внимания. Выявить их можно уже в возрасте 4-5 лет, – поясняет школьный педагог-психолог Лариса Чурикова. – Своевременная совместная работа родителей и психолога поможет эти трудности устранить и позволит ребенку быть успешным в процессе школьного обучения. Натренировать память и внимание можно в любом возрасте. |
Как понять, что у ребенка проблемы с памятью и вниманием
Если у жизнерадостного еще вчера первоклассника вдруг пропадает желание учиться («не интересно»), он часами сидит над простейшим упражнением («ворон считает»), считает себя неспособным («все умные, а я тупой»), перестает выполнять домашние задания («в кого ты такой лентяй?!»), возможно, у школьника проблемы с памятью и вниманием.
Вот что может сделать мама, чтобы помочь ребенку накачать «мышцы» памяти и отточить внимательность.
1 Посетите психолога. Он диагностирует ведущий тип памяти у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная; образная, знаковая, словесная). Настроит и вас, и ребенка на конструктивный лад. Даст рекомендации. Сообщите о результатах диагностики учителю.
При подготовке домашних заданий учитывайте тип памяти,
старайтесь подавать задания в удобной для ребенка форме.
Например, читать вслух текст задачи по математике, если ведущая память – словесная.
2 Осваивайте вместе с ребенком разные мнемотехники. Кстати, к ним часто прибегают учителя иностранных языков.
Светлана Воробьева, преподаватель английского языка детской студии, на своих занятиях использует кодирование по созвучию:
– Например, дети легко запоминают слово лужа (по англ. – puddle), потому что я рассказываю историю про то, как «мальчик шел и ПАДАЛ в лужу», значит, лужа по-английски puddle.
3 Просите ребенка пересказывать содержание стихов, сказок, мультфильмов, которые он читал и смотрел. Главное, внимательно и с искренним интересом слушайте его.
4 Играйте в настольные игры типа «мемори». Выбирайте игры с любимыми героями ребенка.
5 Продолжайте развивать мелкую моторику рук. Известно, что она связана с развитием областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций, в том числе памяти и внимания. Например, запишите ребенка в музыкальную школу или на лепку.
Эти приемы формируют у ребенка так называемую произвольную память, когда он осознанно запоминает то, что видит, слышит или делает.
Лариса Чурикова предостерегает родителей:
– Не акцентируйтесь на многократном повторении, этот метод малоэффективен, требует больших временных затрат и портит отношения между родителями и детьми.
Механически вызубренная информация очень скоро вылетит из головы.
Когда старший сын Елены Копановой пошел в школу, всплыла совершенно неожиданная проблема. Андрея хвалили учителя, он замечательно выполнял задания на уроке. Но дома постоянно отвлекался. Елене приходилось неотлучно сидеть рядом с ним, одергивать и напоминать. Помогло одно: мама с сыном начинали готовить уроки, когда младший сын спит.
– Внимательность – это качество, которое надо формировать, и его отсутствие может плохо сказаться на успеваемости школьника, – продолжает Лариса Чурикова. – В школе за организацию внимания ребенка отвечает учитель, дома – родители. Необходимо следить, чтобы ребенок имел под рукой все необходимое (ручки, линейки, тетради, карандаши), у него должно быть свое постоянное рабочее место.
Кстати
Продукты, улучшающие память
Некоторые питательные вещества оказывают положительное влияние на умственные способности. Это продукты, содержащие витамины группы В, омега-3 жирные кислоты и фолиевую кислоту: рыба, телячья печень, цветная капуста, куриные яйца, чечевица и соевые продукты, овсяная каша и картофель.
Тема под названием «Не хочу учиться!» на форуме нашего семейного центра «Мамкомпания» – это несколько страниц повести-кошмара о выполнении домашних заданий с младшими школьниками. Обсудим?
Демфира Гришина,