На этой неделе приступили к работе управляющие организации, созданные муниципалитетом. Заключены договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Сергей Гусев.
Привычную всем аббревиатуру ЖКХ новые работники этой сферы теперь расшифровывают по-новому: жить комфортно и хорошо. Смело, но не голословно.
Что меняется
Прежде всего, сам принцип взаимодействия дома с управляющей организацией. Применен принцип территориального деления, и жителям Заречья не надо будет ехать на Зеленстрой или в Криволучье, чтобы взять справки. В каждом районе – отдельная самостоятельная компания.
В поправках к Жилищному кодексу, принятых 4 июня 2011 года, было указано, что в течение календарного года (до 4 июня 2012 года) собственники помещений обязаны провести общее собрание и избрать совет многоквартирного дома и его председателя. Если собственники не исполнят в указанный срок свои обязанности, то в течение трех месяцев у органов местного самоуправления возникает обязанность по инициированию и проведению собраний. Поэтому, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса, администрация города инициировала проведение общих собраний и избрала советы многоквартирных домов. Были заключены договоры с новыми муниципальными управляющими компаниями.
Плохо или хорошо, что проблема для большинства туляков решилась сама собой? Ответ однозначный: хорошо. У каждого из нас достаточно хлопот, чтобы вникать еще и в процесс управления домом.
Другое дело, кому он доверен, этот процесс? Насколько честны и добросовестны те, кто занимается этим? Ведь когда у жителей отсутствуют специальные знания, манипулировать ими легко!
Преимущество предложенной системы управления как раз в том, что собственники избавились от такого посредника при расчетах за коммунальные ресурсы, как управляющая компания, где прежде аккумулировались все поступавшие от жителей средства. А управляющие компании стали заниматься своими непосредственными задачами: обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирных домах, проще говоря, создавать комфортные условия для проживания горожан. Перечисления за тепло, воду, свет теперь сразу будут поступать поставщику услуг, а деньги за содержание жилья – тем, кто это жилье содержит.
У органа местного самоуправления появилась возможность осуществлять функции надзора за соблюдением жилищного законодательства.
С 17 сентября муниципальные управляющие организации на законных основаниях приступили к исполнению своих обязанностей.
Причем работают они максимально доступно для туляков. Есть офисы, сайты в Интернете, где можно подавать заявки на вызов мастера, получать информацию. Прямая связь с расчетным центром, с офисом – что может быть удобнее? На территории каждого района будут открыты абонентские офисы, работающие по принципу единого окна.
В полном объеме будет работать новая аварийная служба, у которой уже есть единый номер. Не надо копаться в справочнике, чтобы найти номер электриков, газовщиков, Водоканала. Один номер на все случаи жизни!
Но осуществить эту идею удалось только сейчас, когда все вопросы, связанные с обслуживанием домов, стали подконтрольны городской и областной администрациям.
Почему нужны перемены
О многочисленных фактах нецелевого использования поступивших от жильцов денег, в том числе за коммунальные ресурсы, говорится давно. Иногда за управляющей компанией оказывались такие задолженности (в частности, за газ, свет, воду), которые не поддавались никакому пониманию. Крайними в этой ситуации всегда оказывались жители. Это им грозило санкциями вплоть до отключения поставки ресурсов. Парадокс: в виновных ходили те, кто исправно платил по счетам.
Еще недавно 90% жилфонда Тулы было в ведении одной управляющей компании. Потом она распалась, на ее месте образовались пять компаний, которые также приступили к оказанию услуг, по мнению администрации города, незаконно. Компании были созданы не по территориальному признаку, а, можно предположить, по принципу пирога – кому отрезали кусок послаще, кому – не очень. Но внакладе не остался никто. Жилищно-коммунальное обслуживание – прибыльный бизнес, если не работать. Это несложно: собирая деньги за содержание мусоропроводов, обслуживание лифтов, замену электросетей, лампочек, выключателей, проставляя суммы в квитанциях, можно подробно не отчитываться.
Есть постановление Конституционного Суда, который определяет управление многоквартирными домами как специальную отрасль права. То же записано и в Жилищном кодексе. То есть управа на недобросовестных руководителей все же есть. А органом, осуществляющим надзор, является Государственная жилищная инспекция. Так вот, Государственная жилищная инспекция Тульской области по итогам анализа работы этих самообразовавшихся компаний сочла их деятельность незаконной и обратилась в Арбитражный суд.
«Оплата за услуги, на которую претендуют владельцы бизнеса «Управляющая Компания г. Тулы», никак не связана с качеством услуг», – прокомментировала в начале этого года сложившуюся ситуацию начальник жилищной инспекции Тульской области Татьяна Новикова. И добавила, что за неисполнение предписаний к управляющим организациям Тульской области уже были применены штрафные санкции на сумму более 2 млн руб. Но откуда деньги на эти штрафы? Не из кармана же начальников! У управляющей компании законный источник денег только один – наши платежи. Выходит, эти два миллиона за чужое разгильдяйство заплатили туляки. Сейчас дело в отношении жилищников находится в суде.
Областной расчетно-кассовый центр
Для чистоты расчетов все платежи будут теперь проходить через учрежденный правительством Тульской области Единый информационный расчетно-кассовый центр (сокращенно ЕИРКЦ).
До недавнего времени на территории области работали 15 расчетных центров ЖКХ, которые отличались друг от друга по техническому оснащению и кадровому составу. Ситуация никак не способствовала единому стандарту расчетов. Теперь областной ЕИРКЦ должен обеспечить унификацию процесса начисления платежей в соответствии с законом. Основная цель – сделать максимально прозрачной систему прохождения платежей. Люди должны понимать, за что с них берут деньги и куда они уходят.
Схема будет такая. Расчетный центр предоставляет информацию по начислениям платежным агентам (например банку, через который идет платеж), и поступившие деньги за газ, свет, воду и т.п. без посредников тут же уйдут поставщикам услуг.
Честность и открытость расчетов – главная идея областного ЕИРКЦ. Платишь вовремя – дом никогда не останется без тепла и света.
Новые квитанции в соответствии с законом поступят в наши почтовые ящики уже в конце сентября. Хотя не исключается вероятность партизанской войны – нам могут прислать по две квитанции. По какой платить? Формальное отличие: квитанции нового образца от ЕИРКЦ будут отличаться цветом (либо бумаги, либо текста), и по закону «О защите персональных данных» будут заклеены с двух сторон.
Если сомнения все же есть, обратитесь за консультацией в органы власти – в частности, в районную администрацию.
Любовь Фаршатова, генеральный директор управляющей организации №1 Пролетарского района Тулы:
“ У нас принято пугать, что в городе все прибирают к своим рукам москвичи. Опровергаю слухи: я коренная тулячка, директор зареченской управляющей организации – туляк. Единственный приезжий из нас – это директор Советского и Центрального районов, да и то из областного центра – из Твери. В отличие от распавшейся на пять дочек бывшей управляющей компании, учредителями которых в большинстве являются московские фирмы. Мы готовы, что нам будут чинить препятствия, в том числе через удержание документации на дома и показания приборов учета. Или недобросовестные конкуренты будут приписывать себе чужие заслуги. Например, благоустройство дворов, которое проходит в рамках муниципальных программ, а управляющие компании к ним не имеют отношения. Мы будем противостоять мошенникам!
Никита Делаков, генеральный директор управляющих компаний №3 Центрального и №5 Советского районов Тулы:
“ Внимательно отнеситесь к квитанциям нового образца. Они должны быть другого цвета, края сфальцованы (квитанцию нельзя развернуть, не разрезав). В первых квитанциях будет обращение к жителям, что в начальный период возможны неточности (мы можем не владеть полной информацией, прежде всего из-за нежелания прежней УК передать нам документацию). Пожалуйста, отнеситесь к этому спокойно! Если начислен лишний куб или учтен лишний человек, позвоните нам, разберемся. Нельзя черкать квитанции, вносить в них записи. Даже если будут трудности в первое время, они быстро пройдут. В сентябре еще могут отдельно поступать счета за газ и электричество, но скоро они войдут в единую квитанцию. В планах – электронные квитанции в дополнение к бумажным. Платить можно будет в банке по лицевому счету или адресу.
Артем Гаврилин, генеральный директор управляющей организации №7 Зареченского района Тулы:
“ Странно, что за прежней «Управляющей Компанией г. Тулы» сохраняется имидж государственной, но это давно не соответствует действительности. Никаких преимуществ и государственных привилегий у нее нет.
Некоторые люди пускают слухи об увеличении тарифов на содержание жилья с приходом муниципальных управляющих компаний. Однако это не так. Наша цель не максимальное извлечение прибыли, а создание комфортных условий проживания жителей, содержание жилого фонда в надлежащем состоянии.
Надо понимать, что в один момент все проблемы с обслуживанием жилья не решить. Но у нас есть план, как создать комфортные, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, соответствующие их потребностям и ожиданиям.
Роман Харченко, юрист:
“ Внимание! Возможны мошеннические действия по захвату управления вашим домом. Все объявления о собраниях жильцов размещаются в газете «Тула». Если у подъезда висит объявление о собрании, в нем должно быть указано, в каком номере газеты «Тула» об этом сообщено. Именно такой способ уведомления мы считаем надлежащим. Проведение собраний регулируется нормами закона. Инициатор должен предупреждать власти о собраниях численностью более 15 человек. Если появились сомнения, позвоните в территориальное управление и уточните, заявлял ли кто о собрании. Важно знать и еще одно обстоятельство: монетизированные льготы жителям области выплачиваются департаментом соцзащиты при предъявлении оплаченных квитанций. В октябре, начиная с момента выпуска новых квитанций, льготы по счетам, оплаченным прежним управляющим компаниям, выплачиваться не будут. Будьте внимательны!
Наша справка
Запишите координаты вашей управляющей организации:
Пролетарский район. УК №1 г. Тула.
Гендиректор Любовь Владимировна Фаршатова.
Ул. Калинина, 22, корп. 3.
Тел.: 42-62-23, 40-35-44.
Сайт: uk1tula.ru, ук1тула.рф
Зареченский район. УК №7 г. Тулы.
Гендиректор Артем Геннадьевич Гаврилин.
Ул. Литейная, 4. Телефон 71-75-00.
Сайт: uk7tula.ru, ук7тула.рф
Советский район. УК №5 г. Тулы.
Гендиректор Никита Сергеевич Делаков.
Пр. Ленина, 87 (южная трибуна стадиона «Арсенал»).
Тел. 25-00-01.
Сайт: uk5tula.ru
Центральный район. УК №3 г. Тулы.
Гендиректор Никита Сергеевич Делаков.
Пр. Ленина, 87 (южная трибуна стадиона «Арсенал»).
Тел. 25-00-01.
Сайт: uk3tula.ru
Привокзальный район. УК №4 г. Тулы.
Гендиректор Валерий Геннадьевич Муравьев.
Ул. Болдина, 22-а.
Тел. 24-68-96.
Сайт: uk4tula.ru
Единое время работы управляющих организаций:
пн.– пт., с 8.00 до 17.00, обед 13.00–13.48.
Тел. единой аварийно-диспетчерской службы:
40-22-22, 40-20-20, 005.
Комментарий специалиста
Управляющие компании будут подконтрольны правительству Тульской области
Евгений Юрьевич Талызин, заместитель главы администрации города – начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству:
– Все руководители созданных муниципальных управляющих организаций прошли конкурсный отбор на соответствие своих профессиональных качеств уровню государственных служащих. Определяла это соответствие комиссия. В ее состав входили глава города, исполняющий обязанности главы администрации Тулы, заместитель главы администрации. Процесс управления многоквартирными домами – очень специфичная работа, поэтому кандидаты должны были иметь соответствующий опыт работы в этой сфере или их деятельность должна быть с ней каким-то образом связана. Кроме того оценивались такие качества, как профессионализм, грамотность, честность и безупречность репутации.
Впервые в нашей практике управляющие компании будут теперь подконтрольны администрации, правительству Тульской области. Это не частники, это государственная организация, которая должна будет отчитываться как за качество работы, так и за целевое расходование денег граждан.
Глас народа
Единая квитанция – это очень удобно
Юлия Тимошенко: – Наконец-то власть повернулась лицом к простым жителям. К тому же для меня очень важен удобный способ оплаты. Стоять бесконечные очереди, чтобы оплатить то одну квитанцию, то другую, просто нет времени. Никогда не понимала, почему нам приносят целую кипу различных квитанций вместо того, чтобы свести все в одну. |
Любовь Полуэктова: – В конце концов когда-то надо было навести порядок. А то у нас привыкли жить по принципу «если не будут брать лотерейные билеты, отключим газ», как в том фильме. Я считаю, что управляющие компании должны искать диалог с жителями, находить взаимопонимание, у нас же такого понимания не получалось. Да еще никакую справку не получишь, ни один вопрос не решишь без очереди. |
Вячеслав Лапин: – Единая квитанция, единый номер аварийной службы – это очень удобно. Считаю, что все делается правильно! Хотелось бы, конечно, иметь управляющую компанию, которой доверяешь. Видя положительные перемены, которые происходят сейчас в жизни туляков благодаря новому губернатору, веришь, что и управляющие организации, подконтрольные областной администрации, будут работать так, как должны работать – исключительно на благо жильцов. |
на правах рекламы