1 апреля в четвертых классах тульских школ появился новый курс – «Основы религиозных культур и светской этики». «Слобода» выяснила, зачем он нужен, кто будет его преподавать и по каким учебникам.
На «светской этике» ребят научат есть ножом и вилкой даже обычную «Докторскую» колбасу! На фото ученики школы №15 Юля Зайцева, Паша Зацепин, Илона Шкроб и Сережа Шульгин.
Елена Лебедева.
Фото Сергея Киреева.
О чем говорят дома и в учительской?
Отношение к новому уроку среди учителей и родителей неоднозначное – родители волнуются, что возрастет учебная нагрузка на детей и в расписании будет еще больше уроков. Учителя сетуют на нехватку конкретных знаний, на то, что сложно вести уроки на деликатные религиозные темы, никого при этом не ущемляя и не обижая (ведь в школах учатся дети разного вероисповедания).
Еще учительское сообщество говорит о том, что многие вопросы, которых новый курс касается, и раньше изучались в школе, разве только не слишком глубоко. Для чего же появился в расписании новый предмет?
Президент еще в 2009 году выступил с инициативой повысить уровень воспитательной работы в школе. И «Основы религиозных культур и светской этики» – один из шагов для достижения этой цели. Уже три года в России ведется апробация всех модулей курса, дорабатываются учебники и методики преподавания.
В ряде регионов, где курс уже преподавали, есть положительные результаты: родители замечают, что ребята стали спокойнее и добрее, беседы о вечных ценностях объединяют классы, включаются в работу родители, а бабушки и дедушки даже на уроки приходят, чтобы узнать новое!
«Главное – ввязаться в бой»
1 апреля курс начинается в Тульской области, пока не полноценным уроком, а в рамках предметов «Окружающий мир. Человек и человечество» и «Литературное чтение», два часа в неделю в четвертых классах всех тульских школ.
А с сентября, будучи уже пятиклассниками, ребята продолжат учебу, и к ним в новом учебном году присоединятся четвероклашки.
На вопрос родителей, будет ли дополнительный урок в расписании, отвечает Елена Прокофьева, консультант Департамента образования: – Учебная нагрузка не возрастет: это запрещено санитарными нормами – школы просто будут использовать резервные часы. |
Как выбирали модуль?
Курс состоит из шести модулей, один из которых должны выбирать для изучения школьники. О том, как проходил выбор модуля, рассказывает зам. директора школы №15 Татьяна Есипова. – Как определить, что хотят изучать дети? Нужно спросить родителей! Мы собирали родителей, рассказывали им про каждый модуль, про свободу выбора: что нравится, то можно и выбирать! В нашей школе все родители выбрали для изучения «Основы светской этики». |
Если модуль выбран единодушно – тут все понятно. А если в классе есть желающие изучать не «Светскую этику», например, а ислам, или православие, или буддизм, или все мировые религии?
Отвечает Елена Прокофьева:
– Каждое пожелание родителей и детей мы учтем. Если в классе из 25 человек 24 выбрали православие, а один – буддизм – школа обязана предоставить ученику знания. Для него подберут учебный план, скорректируют расписание. Конечно, это создаст трудности учителю – но, будьте уверены, школа найдет возможности!
Кто будет учить?
Каждая школа определила состав учителей, которые будут преподавать новый предмет, и эти педагоги посещали специальные курсы.
Рассказывает Елена Прокофьева: «Учителя начальных классов, преподаватели истории и обществознания, литературы и русского языка сейчас проходят обучение у столичных тьюторов (специалистов, глубоко знающих содержание курса). Сроки обучения сжатые, охватить нужно очень большой объем материала. Поэтому самому учителю предстоит серьезная домашняя работа по поиску материала, подбору информации и даже работа над собой! Ведь учитель – это пример для подражания, образец доброты, нравственности, морали. Поэтому успех преподавания предмета во многом зависит от личности учителя, от его желания учиться, узнавать новое.
Новый курс – это замечательная возможность для педагога развиваться и расти вместе с детьми и родителями.
А есть ли учебник?
Для каждого модуля есть учебники. Они вызвали много нареканий среди экспертов, педагогов, философов. Вот некоторые из них: «ориентирует на послушание, подчинение», «в учебнике написано, что термин «культура» появился в Греции. А он латинского происхождения!», «в учебнике неудачные иллюстрации», «грубо навязывает идеологию и религиозную доктрину».
Но раз эти учебники рекомендованы Министерством образования РФ, то именно по ним будут учиться дети. Учебник – это лишь опора, подсказка для учителя, и творческий и неравнодушный учитель сам исправит все его огрехи, выберет необходимое и важное и опустит мелочи и несуразности.
Дело-то хорошее!
Конечно, есть ряд сложностей при введении предмета, но они всегда сопутствуют появлению нового. Все трудности будут преодолены в процессе обучения.
Татьяна Есипова поделилась своим взглядом:
– На уроках мы и раньше разговаривали с детьми о важных для каждого человека темах: о добре и зле, бабушках и дедушках, воевавших в Великой Отечественной войне, о родной Туле, о мире, о красоте. Все сложности мы преодолеем, а то, что благодаря новому предмету мы сможем почаще и более глубоко касаться важных вопросов о нашей жизни, – это, без сомнения, очень хорошо!
Кстати
Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги, но допускается(!) присутствие на уроках представителей разных конфессий.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Ученики, выбравшие для изучения модуль, получат представление о содержании остальных частей программы.
Изучение курса завершается большим школьно-семейным праздником.
Только цифры
Что выбрали туляки
42% – основы православной культуры
2,6% – основы исламской культуры
0,5% – основы буддийской культуры
0,5% – основы иудейской культуры
14,6% – основы мировых религиозных культур
40% – основы светской этики
Дорогие родители!
Ваш ребенок с горящими глазами рассказывает о новом предмете? Ему понравились первые уроки? Учитель сумел заинтересовать ребят? Расскажите об этом на страницах «Слободы». Звоните по тел. 23-55-99.
Елена Лебедева.