Фарфоровые чудеса

Фарфоровые чудеса

Более 700 раритетных фарфоровых статуэток поселились в доме туляка Николая Горбунова. «Слобода» наведалась в гости к страстному коллекционеру фарфора. Такого вы ни в одном тульском музее не увидите!

Более 700 раритетных фарфоровых статуэток поселились в доме туляка Николая Горбунова. «Слобода» наведалась в гости к страстному коллекционеру фарфора. Такого вы ни в одном тульском музее не увидите!


В коллекции Николая Горбунова среди семисот фарфоровых статуэток ни одна не повторяется.

Елена Лебедева.
Фото Сергея Киреева.

В одном из фильмов Ильи Авербаха главный герой собирал солдатиков и говорил: «Каждый человек должен что-либо коллекционировать. Иначе это не человек, а так, редиска…».

Корреспонденты «Слободы» напросились на мини-экскурсию в дом замечательного человека, коллекционера фарфора Николая Горбунова. Гостеприимный дом, приветливый хозяин. Разнообразные по формам, размерам, тематике, странам-производителям фарфоровые статуэтки, солонки, чайники – украшение нескольких комнат. Гости Николая Ивановича всегда в полном восхищении от его коллекции. Был как-то знаток фарфора из Германии, который сказал, что даже у себя на родине ни у кого не видел такой богатой и интересной коллекции.

Николай Иванович всегда был человеком увлеченным. Но самое главное дело его жизни пришло к нему лет тридцать назад.


С этих птичек началась большая коллекция (Саксония, 50-е годы ХХ века).

Увлечение «хрупкой красотой» – фарфором – началось с двух маленьких птичек, которых привезли его жене в подарок из Германии. Коллекция пополнялась через антикварные магазины, перекупщиков, простых людей, которые продавали на рынке редкие предметы…

В Питере, чтобы первым попасть в антикварный магазин, Николай Иванович несколько дней приходил к магазину за два-три часа до открытия. Знатоки поймут, как важно антиквару опередить других! Не успел – самое ценное уже разобрали…


Амурчик на собаке, XIX век.

Теперь в коллекции фарфора певчие птицы, попугаи, звери, галантные сценки, кареты, сказочные персонажи, забавные детишки и амурчики.

– Я сам никогда не считал экспонаты, – говорит Николай Горбунов. – Как-то внуки подсчитали, сказали, что фигурок больше семисот. Для всего уже в квартире места не хватает! С некоторыми (например, с собранием лошадей) даже пришлось расстаться – продать или подарить.


Этому снегирю пришлось полностью восстановить  хвост (XIX в., Германия).

Каждая статуэтка снабжена клеймом (например, у мейсенского фарфора – логотип в виде ножей). Место, где расположено клеймо, подписи на основании фарфора, авторские автографы – все это признаки, по которым уточняется «возраст» статуэток.

– Каталогов у меня нет, – говорит Николай Иванович. – Да и зачем? Я и без них помню о каждой статуэтке все: откуда она, сколько стоила, какого завода, нуждалась ли в восстановлении.

К слову, множество статуэток, попавших к Николаю Горбунову, были в плохом состоянии. И коллекционер… переквалифицировался в реставратора фарфора. Освоил профессию быстро – благо, талант к этому у Николая Ивановича имелся от природы. К слову, реставратор фарфора – профессия редкая, в стране таких единицы.


Забавные солонки (вторая половина XX века, Россия).

Статуэток пришлось восстанавливать много: даме – ручку новую «нарастить», птичке – хвостик и хохолок, а кому-то и голову «пристроить»! Приходилось искать изображение по каталогам и альбомам, подбирать краски так, чтобы не испортить ценную вещь. Работа реставратора фарфора сродни ювелирной. Николай Иванович – самоучка. И тем более удивительно, с каким вкусом, как трепетно и тщательно он работает. Отдельный кабинет, эпоксидная смола, компрессор, шлифстанок, краски, кисти – вот арсенал реставратора.

– Среди старинных статуэток много реставрированных, но их часто выдают за оригинальные, чтобы потом выгоднее продать. Неопытный глаз может не заметить изменений, но человек знающий подделку выявит. Кстати, со мной тоже произошла такая история. Как-то я приобрел германскую птицу, в которой не заметил ничего «подозрительного». А когда пришел домой, то обнаружил, что хохолок у нее был слеплен из хлебного мякиша и просто покрашен! Пришлось самому восстанавливать деталь…

– Старинный фарфор источает тепло, от него идут положительные эмоции, – говорит Николай Горбунов. – Я хотел бы поделиться этими эмоциями с туляками и когда-нибудь организовать выставку моей коллекции!


Самые маленькие и милые экспонаты – играющие дети (50-е годы ХХ века).


Эта статуэтка – редкая вещь, возможно, в России она одна (50-е годы  XX века, Россия).


Мейсенский фарфор – знак качества во всем мире! (XIX век, Германия).


Олимпийский Мишка – теперь уже раритет (1980-е годы).

Из истории вопроса
Китайское чудо

Первые фарфоровые статуэтки были созданы в Китае – на родине фарфора. Как только эти крошечные изящные изделия попали в Европу, они немедленно завоевали популярность. Фарфор называли «белым золотом», он ценился на уровне драгоценных металлов, а статуэтки из этого материала стали символом богатства и престижа.
В 1709 г. Европа открыла секрет создания фарфора, и начался бум фарфоровых статуэток. Особенно способствовала развитию моды Мейсенская фарфоровая мануфактура. Она выпускала и столовые сервизы со статуэтками, причем эти статуэтки в некоторых случаях имели практическое назначение – солонки, перечницы, флаконы для уксуса, но по большей части были предназначены для украшения стола.


Дорогие читатели!

А что коллекционируете вы? Звоните по телефону 23-55-99

корреспонденту
Елене Лебедевой.

15 февраля 2012, в 11:53
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день