1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Уголок православия
  5. Крещение Господне. Богоявление - Блог «Уголок православия» - MySlo.ru
Крещение Господне. Богоявление

Крещение Господне. Богоявление

Поздравляю вас со святочными днями и наступающим праздником Крещения Господня, Богоявления! 

Крещение Господне. Богоявление

Грядущий праздник имеет два названия: Крещение Господне и Богоявление. (Также его иногда называют Просвещением — смотрите ниже объяснение святителя Иоанна Златоуста).

Мы вспоминаем Крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан, описанное в Евангелии:

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Евангелие от Матфея, глава 3)

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица: Христос крестился в Иордане; Бог Отец с неба позвал Христа Своим Сыном; Святой Духсошел на Христа в виде голубя.

Праздник в православном богослужении

Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. В Православной Церкви он совершается с величием, равным Рождеству Христову. Эти праздники соединенны святками
— святыми днями с 7 декабря по 19 января.

День накануне Крещения – 18 января – называется навечерием Богоявления, или сочельником. В этот день, как и в сочельник Рождества Христова, установлен строгий пост.

После самого праздника восемь дней продолжается его попразднство — период, когда в богослужении присутствуют песнопения и молитвы, посвященные Богоявлению.

Крещенская вода

В честь Крещения Господня ежегодно совершается чин великого освящения воды. Чин совершается дважды: в навечерие праздника он обычно проходит в храмах, а на сам праздник — на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, потому что и Христос крестился вне храма. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же.

Крещенскую воду называют «агиасма», что означает «святыня». И отношение к ней должно быть соответствующее.

Пьют крещенскую воду натощак, предварительно помолившись и испросив у Бога благословения. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище.

Когда пойдете за крещенской водой — не берите с собой больших бутылок. Можно набрать пол-литровую бутылку, а когда крещенская вода будет подходить к концу, просто добавить в обыкновенную питьевую воду, и тогда вся вода освятится.

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
 

Святые отцы о празднике Богоявления

Святитель Иоанн Златоуст

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день Просвещения есть день торжества.

При крещении Своем Христос приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2:11).

Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих. Радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий. Освящается полетом Духа Святого воздух. Освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души. И вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть. Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем. Он крестится, а с меня снимается скверна. На Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов. О Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него. Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них. Пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение. К Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь.

Со своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой. Прославляю Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя. Прославляю Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский

Ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя.

Что же Бог производит в этом Своем явлении? Он созидает новый мир и все обновляет, как и в предпраздничном тропаре: сделать новый мир, отличный от первого. «Древнее прошло, – говорит Писание, – теперь все новое» (2 Кор. 5, 17).

Мир первый по природе своей был тяжел, не мог вознестись к небу и нуждался в суше, на коей мог бы стоять, как бы водруженный. А мир новый, изведенный из вод Иорданских, так лёгок, что не нуждается в суше, не созидается на земле, не имеет «преград, но ищет вышину», устремляется быстро из воды к отверстым над Иорданом небесным дверям: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса».

Священномученик Иоанн Восторгов

Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия.

И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас как бы изречено было Отцом Небесным: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Мы через крещение – дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости. Оттого и говорим Ему в молитве с дерзновением: «Отче наш, Иже еси на небесех». Оттого и слышим отрадное слово евангелиста: Тем, которые приняли Его, Иисуса Христа, верующим во имя Его, Он дал власть быть сынами Божиими (Ин. 1, 12).

Ты был младенцем. Как новорожденный и не освященный, ты был во власти

диавола. Ты не был причастником искупления, ты был вне Церкви Христа, ибо

без крещения невозможно спасение и усыновление Богу. Не могли не пожалеть

о тебе твои верующие родители, не могло не тревожиться их сердце. А что, если

младенец умрет? А что, если родители умрут и некому будет позаботиться о

ребенке и приобщить его к Царству Божию чрез крещение?

Поэтому Церковь Христова разрешает крестить младенцев,

руководясь духом заботливости, по примеру древней Церкви, как было и

велось непрерывно со времени святых апостолов. Если ждать, когда ты будешь

сознательно относиться к вере, то, пожалуй, и не дождешься времени крещения.

Ведь сознательность отрока, юноши, мужа и старика различны; ведь область

веры, наконец, никогда не может быть усвоена сознанием и умом человека.

Крещение – это духовное рождение. Но ведь от человека никто не спрашивает и

не требует, чтоб он сначала был сознательным, а потом бы родился от своей

матери. Ты поэтому был крещен; за тебя и за твою веру поручились родители.

Но этого мало: по закону церковному, около тебя, крещаемого, стояли

восприемники, за тебя и от твоего имени они исповедали веру во Христа, пред

Церковью они обещали, что ты будешь возрастать и воспитываться в вере Христовой.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела

водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым.

Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца.

Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных

одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если

окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела,

то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. Даже и

одних святых мыслей и желаний, возбуждаемых песнями, молитвами и

священнодействиями благолепными при освящении воды, мало: и они — только

покров и одеяние души.

Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце

начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда

оно будет окропляться и «помазываться» словесами Божественными,

сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви,

когда и из самой себя душа будет изводить «реки воды живой», токи смиренных

покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к

окружающим людям, — тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою

водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до

сокровенных недр сердца, и вода сделалась «источником воды, текущей в жизнь

вечную».

Митрополит Антоний Сурожский

В день Крещения Господня хочется сказать всем, кому было дано креститься во

имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и

божественного имени. Что по вам будут судить Бога, Спасителя вашего,

Спасителя всех. Что если ваша жизнь будет достойна этого дара Божия, то

тысячи вокруг спасутся. А если будет недостойна — пропадут: без веры, без

надежды, без радости и без смысла.

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко

как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и

вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и

спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.
 

Молитвы


Тропарь Богоявления, глас 1
(на церковно-славянском и русском языке)

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

 

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

 

Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / «Пришёл, явился Ты, / Свет неприступный!»

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося

/ от Иоанна / в водах Иорданских.

http://emlblog.com/ru/web_letter/53ho76rriw5e69yujsagqym7wwkeki3jjsdi1sf6e

jrayo9h5pto5ruwwazt1a1q1

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

17 января 2017, в 12:30 +12

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Неделя о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее
С Рождеством!
С Рождеством!

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.