Куда глаза глядят

Куда глаза глядят

Граждане наши ругают власти за пыль и грязь, за дороги плохие… Ну дальше сами придумайте. А я хочу поговорить про шум. Визуальный. Что мы видим каждый день, каждый час вокруг себя, и что подсознательно портит нас.

Перефразирую слова великого Чехова: в городе все должно быть красиво – и дома, и реклама, и лавочки с заборчиками. Все!  Почему вдруг решила про это написать? Да просто наткнулась на сообщение в ленте новостей:

«C 1 июля 2013 года на фасадах зданий в Москве должно быть всего семь рекламных растяжек. А окончательно все растяжки будут демонтированы к концу 2014 года. Вот так решил Собянин. По его мнению, реклама должна быть украшением города. А пока конструкции только искажают внешний облик и нарушают его архитектурную целостность».

Тут вспомнилась местная борьба с незаконной рекламой. Перетяжки (часть, не все еще) сняли по проспекту, начали обдирать бумажки со столбов. И даже в облдуму внесли законопроект об административном наказании за самовольную расклейку объяв типа «квартира на 2 часа» (непонятно, только кого и как наказывать – ведь сначала надо поймать за руку нарушителя).

А потом сын прислал риторический вопрос в почту: «о как! в москве прям няшно будет. вот если б у нас так сделали — было бы прям ваще круто!» И две ссылки

Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы, выполненная в пилотном режиме в части размещения информационных конструкций и пояснения Темы Лебедева к ней

И правда, круто.  Но у нас пока вот так:

«Если в народе сохраняется идеал красоты и потребности ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа». Это Федор Михайлович Достоевский сказал. Надо что-то делать!

Спросила знакомого дизайнера – ну в чем дело? Все оказалось банально просто.

- У Тулы нет лица, - говорит Юлия Руднева, дизайнер, директор фирмы PROject. – Как у любой фирмы, с этого все начинается. Это посыл к запоминанию. А для этого нужно выбрать стратегию и стиль. Каким мы хотим  увидеть наш город? Я долго думала, кто же должен быть в группе, которая разрабатывает стиль города. У меня получилось так - архитектор, дизайнеры, графики, ландшафтные дизайнеры, рекламщики. И документ типа концепции студии Лебедева надо раздавать всем - застройщикам (дома строим только из красного и белого кирпича, например), бизнес-центрам и торговым центрам, частникам. Во всем нужно единообразное решение для всего города! А еще должна быть преемственность. Если одна команда пошла на север, то следующая за ней должна продолжать идти на север.

А вот мнение маркетолога, очень известного в Туле:

- Тула в общем-то никогда не отличалась красотой, - говорит Юлия Арефьева. - Даже в революционные времена, поскольку все-таки промышленность сосредоточена в центре. И все отвечало этому функционалу, нежели  идеям красоты. В дореволюционные времена на главной улице, которая тогда, по-моему, называлась Киевской, тоже было буйство рекламы всякой. Как и сейчас.

Просто у архитектекторов города и маркетологов-рекламщиков разные задачи.

Нам надо сделать так, чтобы в магазин зашли покупатели. Но! Было бы намного удобней работать, если б сделали какие-то стандарты, требования, поскольку сейчас практически все, что мы придумываем,  мы не можем утвердить. Нам говорят - это не то. Так расскажите нам, как то?! Пока вывески времен «рекламной свободы девяностых», когда можно было залепить все что угодно чем угодно и как угодно, соседствуют с вполне современными решениями. Но от этого никому не симпатично - ни городу, ни жителям, ни владельцам предприятий.

У нас есть шикарные витрины бывшего детского универмага на ул. Советской, которые сейчас никак не используются.

А магазин «Диана»?!  Отличные витрины, но мне кажется, там  тряпки еще с моего детства висят.

У нас нет  «торгового квартала», когда ты идешь по улице, гуляешь и разглядываешь витрины. Хотя во многих городах есть такие маленькие пешеходные улочки.  Я думаю, если маленький центр вокруг Кремля привести в чувства, его весь можно сделать прогулочным. Правда, финансово это очень большие вложения. Впрочем, Тула изначально не предназначена для прогулок и покупок. Город для работы!

Татьяна Агибалова, рекламист (Ворота солнца) считает, что нужен системный подход:

- Я за стандартизацию рекламоносителей. Проблему "дурного тона" РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ  нужно решать все таки методом "СВЕРХУ". В какафонии цветов, фактур и "оригинальности"  трудно уже различить красоту исторического центра Тулы. ПО СЕМУ, лучше все-таки потратить время и силы определенных структур на благо будущего лица нашего города. Главное - найти четкий алгоритм работы  по вопросу стандартизации и целесообразности размещения тех или иных рекламоносителей. 

По поводу оформления витрин: как раз месяц назад закончила  обучение в Москве по данному вопросу. Теперь, наметанным глазом вижу откровенные ляпы в этом направлении. Витрин, достойных внимания и уважения, крайне мало. И они принадлежат, как правило,  сетевым организациям федерального уровня. Многие тульские витрины застряли в 80-х годах прошлого века. Глазам и разуму больно смотреть на "самобытность" подачи информации. Хочется какого то прорыва в век 21. Что для этого нужно? 

Экономическая и политическая стабильность в нашей стране, чтобы потребительский рынок стал более цивилизованным, СТРАТЕГИЧЕСКИ ОСМЫСЛЕННЫМ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ. А еще ТОТАЛЬНОЕ  преподавание основ культуры и архитектуры для наших детей, начиная с детского сада. Пусть вырастет поколение, воспринимающее эстетику окружающей среды на генетическом уровне. Правда, ДЛЯ ЭТОГО НУЖНА ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА))))

Когда искала примеры – как справляются с такой проблемой другие города, наткнулась на интервью Эркена Кагарова, арт-директора «Студии Артемия Лебедева», препода­вателя Высшей академической школы графического дизайна. Он говорит:

- Проблема, характерная для всех российских городов: хаос с рекламой, с вывесками, с визуальной коммуникацией в принципе. В этом нет ничьей злой воли, просто все заинтересованы в продвижении себя, в том, чтобы его вывеска была заметна. Но когда все одновременно начинают гово­рить или кричать — возникает шум.

В администрации Тулы говорят, что правила, подобные концепции Тёмы Лебедева, есть и у нас. Только не утверждены. Ну так может, пора бороться с шумом?

P.S. А пока администрация будет согласовывать и утверждать правила, предлагаю конкурс на самую безвкусную и самую стильную рекламу в городе. Шлите фотки с описанием на alex_editor@myslo.ru.

Автор: Татьяна Алексеева, 2 июля 2013, в 22:33 +13
Перестарались
Перестарались
Реставрировать нельзя сносить
Реставрировать нельзя сносить