Всем привет!
Продолжаю уже цикл рассказов о реке Дон и её окрестностях. На этот раз решил сделать небольшой очерк о паводке в наших местах. Спросите, зачем этот рассказ? Ведь это всё серо и скучно? - Может и так. Но я хочу показать Вам картину настолько эпическую, что Вы просто не поверите, что в нашей дружелюбной местности могут быть такие экстремальные маршруты. Мы привыкли смотреть по ТВ, как сложно пробираться в джунглях, пустынях и тд. А как насчет паводка в русском поле? И никто не знает ответ. Ведь мы сидим в своих тёплых хатках, и смотрим, как проходит весна... Серо, уныло, и дождливо, и ждём лето, зелень, красоту.
Я попробую донести Вам, каково это, застрять в русском поле весной...
Весь сюжет происходил вокруг населённого пункта Епифань, Кимовского района. Про саму Епифань рассказывать нет смысла - её знают все. Поэтому. приступим сразу к делу.
Это был самый конец марта, точнее 28 его число. Мы с моим другом, который значительно моложе меня, сидели возле дома, и обсуждали куда пойдём летом в поход, и что хотим интересного осмотреть. И тут, нам в голову пришла мысль - а чего ждать? Пошли завтра! Посмотрим, что там интересного! Так как Епифань была не очень далеко от нас, туда и решили отбыть.
Уже на утро 29 ого марта выходим из автобуса. Проходим 5 км по асфальту, и натыкаемся на речку под названием Ржавец. Летом, эту реку даже ручьём стыдно назвать, но, как оказалось, по весне она была просто бурной)))
А долина её, которая летом была сплошь в зарослях ивы и сухостоя - была немалым болотом...
Конечно, у нас закралось некое сомнение, относительно маршрута нашего. СтОит ли идти дальше вообще, раз уж тут такое? Но, нас было двое, нам казалось это безопасным, да и любопытство, оно же какое дело то))) Вообщем, ещё 3 км пешим и по левую руку открывается вид на Епифань, с лучами света небесного.
Епфиань, конечно, особо не видно, - всё серо. И фотоаппарат ещё был не предел мечтаний, так что только так...
Ещё пара км и подошли к пограничному с Епифань нас. пункту Мельгуново.
Проходя по деревне, обратили внимание на пейзажи 17-18 века) Если несколько атрибутов поменять на более старинные, фото прям как оттуда...
Сразу вспомнились слова нашего Премьер министра Медведя. Инвестиции, инновации, модернизации... Его б на час сюда, что бы он тут модернизировал и во что бы пошли инвестиции?
Ну, да черт с ней, с политикой то! После выхода рассказа, придёт Бюргер и откомментирует нам, что пошло не так в нашей жизни)
Итак, Мы почти на месте. Идти решили вдоль реки Дон. Вообщем то, как подумали мы, это было безопасно. И тут же, в деревне, натыкаемся на приток Дона. Решаем идти к реке вдоль него. Кстати, летом тоже довольно сухое место.
А вот и Дон...
Первое, что попадается на пути, это остатки былого величия, когда ещё кто-то за чем то следил, и что-то делал...
Даже представлять удивительно, что раньше тут ходили ученые люди, и делали что-то полезное. И это было не 200-300 лет назад, а 20-30. А теперь только мы...
ЭХХХХХ. Панорама реки Вам.
И с уровня воды...
Сказать, что было сыро - вообще ничего не сказать.
Пройдя 2-3 км мы стали натыкаться на всё более весомые ручьи, которые, местами походили на небольшие реки...
В одной из таких рек, мой друг набрал водички в сапоги, и поход стал для него куда более красочным))
Вообщем, должен сказать, что я категорически не советую искать приключений на пятую точку весной, в паводок. Мы с лихвой хлебнули всех прелестей нашей природы. Сухостой, состоящий из колючек, ежеминутно радовал. Земля расплывалась под ногами. К краю реки было просто не подойти. Исключительно, для фото, в воду я всё таки залез.
Пройдя ещё 1 км, видим озеро... Которое впадает в Дон. Его уже не обойти, и ручей вброд не оседлать.
Решаем повернуть даже не обратно, а немного удалиться в глубь полей, в надежде на то, что там будет легче. Скажу, что идти было непросто трудно - идти было ужасно трудно!
Подойдя... нет, пробравшись к залеску, обнаруживаем что идея была не супер вообще...
Больше 3х часов мы петляли как Иван Сусанин... Леса, болота, низины...
Это всё наши поля, с земляничкой летом, и грибочками по осени...
На исходе третьего часа пути перед нами предстало поле из Борщевика! Какое удовольствие! По весне он не страшен, но... Была не была, идём по полю.
Ещё 2 км. и мы выходим из всего этого дела, и перед нами показывается русское ОБРАБАТЫВАЕМОЕ поле! ВЫШЛИ!
Меж тем, вода под ногами сменилась на грязевые потоки, с ручейками.
Класс, да? Ещё пол часа пути и мы подходим к д. Ракитино. Маршрут уже перевалил за 17 км. а до дома было ещё не близко. Замелькали сначала высаженные деревья, а потом и окраина деревни.
Кстати, тоже всё в борщевике)
А вот модернизированный сельский пейзаж! Как говорится, угадайте какой год)
Хоть газ провели...
Далее уже пошли сельские пейзажи и подобие дороги.
И вроде бы всё, вышли... И на тебе, за 20 метров до нормального асфальта.
Класс... Осматриваемся...
Всё в разрухе и развале. Брошенная техника, грязь, мусор и брошенные дома.
Вспоминается стих:
Я стою у иссохшей реки:
Ни воды, ни лягушек, ни ряски.
Где народ, что рубил в две руки,
Взял Сибирь и дошел до Аляски?!
Где все те, кто в бескрайнем бою
До Китая Россию раздвинули?!
Почему я сегодня стою
Здесь один, без земли и без имени?!
И смотрю на терновый кусток,
На осину, что между садочками?!
То — не тёрн, то — терновый венок,
И осиновый кол с листочками.
Я поставил на Родине крест -
Пусть стоит здесь, как наваждение,
Как финальный аккорд этих мест,
Как пародия возрождения.
Игорь Растеряев.
А дальше нас ждал 11 километровый путь до автобуса. Промокшие, продрогшие, усталые, даже измученные, но шли мы домой. Мыслей было много. О доме, о Родине, о природе...
А потом, за поле наше гордость взяла нас. Ведь оно может дать фору любому месту на земле. Ведь мы не были у болот, в больших низинах и тд, где, наверное, совсем всё плохо. И в походе мы были не больше 9 часов. Кто знает, какие сюрпризы здесь могут быть вечером или ночью.
Шли домой, и разговаривали между собой и с дорогой...
Диагноз.
К слову сказать, напоследок, - мой друг больше никогда не ходил со мной в походы, а вскоре перестал быть и другом. 30 км по такому маршруту его изменили.
Всем спасибо! Надеюсь, я смог передать атмосферу русского поля.