Прогулка в сердце старой Москвы и Кремлевский балет "Руслан и Людмила".

Прогулка в сердце старой Москвы и Кремлевский балет "Руслан и Людмила".

Добрый-добрый день, друзья! Готовы продолжить прогулку по Москве? По причине мокропогодия, перемежающегося с хлесткой московской метелью не хотелось бы вас долго таскать за собой по старинным улочкам.

Но... Мы с Леной Волшебной приехали на Кремлевский балет "Руслан и Людмила" . Полдень был в самом разгаре,  до начала представления оставалось добрых два с половиной часа, поэтому мы прогуливались  по дремлющему Александровскому саду, попутно фотографируя  все и вся, включая то, что под ногами.

Памятник Второму Патриарху Всея Руси Гермогену. За ним находится грот "Руины", над гротом возвышается Средняя Арсенальная башня Кремля. За башней, вдоль Кремлевской стены, тянется желтое здание Арсенала.

Мы забежали в торговые ряды "Охотный ряд" согреться чашечкой горячего кофе. Вышли оттуда на Манежную улицу.

...В 1996 году при реконструкции Манежной площади возникло предложение вывести на поверхность часть реки Неглинки, заключенной в трубу. Попытка оказалась неудачной. Потому придумали каскадный фонтан, этакую "Волшебную Неглинку" , на островках которой установили персонажей русских сказок, выполненных в мастерской Зураба Церетели.

Каскады воды трансформировались в снежные сугробики...

Сильно ли вас удивит тот факт, что четыре бронзовых скакуна большого Зураба, вовсе и не кони, а  четыре времени года !  Монументальненько, не находите ?

 

Направляемся на территорию Кремля, в сердце старой Москвы.

Подходим к Кутафьей башне, "нелепо одетой бабе", в понимании Владимира  Даля.

Фото не мое.

Башня была построена  в 1516 году по проекту миланского архитектора Алоиза Фрязина в два боевых яруса  .

В 1685г. архитекторы ее наградили ажурным венцом. И стала она очень даже лепой и зубцами союзной...

 Однако, слово "кутафья" означает не только "нелепая". Корень «кут» - это угол. Угловая башня, Предмостная башня.  Река Неглинная протекала вдоль западной стены Кремля, то есть, именно там, где сейчас расположен Александровский сад. 

Кутафья башня, окруженная с одной стороны рекой Неглинной, а с другой глубоким искусственным рвом, служила надежной защитой для второй по важности кремлевской башни, Троицкой.  Через ров был перекинут подъемный мост, который убирался при малейшей опасности и наглухо закрывал собой единственный вход в башню.
 К XVIII-XIX вв. Московский Кремль из защитного укрепления превратился в место проживания царской семьи. В 1813-м году, после разрушительной  Отечественной войны, Александром I  был издан указ о масштабном благоустройстве центральной части города.  В рамках этой программы, река Неглинная  была заключена в подземный коллектор, а у западной стены был разбит Александровский сад.

 

Чтобы попасть на территорию Кремля проходим через Кутафьюшку по Троицкому мосту к Троицкой башне.

Попадаем на Троицкую площадь и идем вдоль здания Арсенала.

Его начали возводить в начале XVIII века. Строительство шло более 30 лет, т.к. большая доля государственных ассигнований  направлялась на строительство новой столицы, града Петрова. В 1819-м году к Арсеналу были свезены пушечки, захваченные у войск Наполеона. Позднее, сюда же были  перевезены и старинные русские орудия.

Справа от Троицкой площади, на месте бывшего Царе-Двора Бориса Годунова, находится Государственный Кремлевский дворец . Так сказать, новейшая история Кремля. Воздвигнут в 1961г. Впереди от него расположено интересное розовое здание с необычными золотыми маковками.

Потешный Дворец

или

Палаты Милославского

 Боярин Милославский Илья Дмитриевич являлся тестем царя Алексея Михайловича. Палаты были построены  в середине 17-го века и носили название Потешного дворца, потому что обустраивались для  "потех", т.е. театральных действ, проводимых для  царской семьи. А "игрушечные" купола высятся на домовой церкви при Потешных Палатах, названной Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы.

 Ныне здесь находится Комендатура Кремля.

Вдали виднеется Никольская башня Кремля.

Напротив нас - здание Сената.

Четырехугольное здание, более похожее на треугольник, самым коротким фасадом выходит на Троицкую площадь. Построен во второй половине XVIII века по указу Екатерины Великой, как резиденция Правительствующего Сената .

При советской власти здесь находился рабочий кабинет В.И. Ленина, потом - Совет министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента РФ. Справа стоит  затянутое монтажной тканью здание, похожее по стилю на Сенат, но построенное в 1930г. Здесь находились государственные учреждения. Ныне ведутся дебаты на тему переезда Администрации Президента из Кремля и освобождения всех его зданий для туризма Возможно, на месте укрытого "строительным покрывалом" установят что-то, напоминающее об уничтоженных на этом месте Чудова и Воскресенского монастырей...

А это вид из окон Кремлевского Дворца. Слева- здание Арсенала. Впереди - та же Никольская башня.

Проходим на Ивановскую площадь. При Борисе Годунове  на этой площади глашатаи громко выкрикивали ь царские приказы. Потому и у площади появилось другое название - Царская, а в народе прижилось выражение "кричать во всю Ивановскую".

Царь-пушка.

Отлита в 16-ом веке ,во времена правления Федора Иоановича, оружейным мастером Андрем Чоховым. В энциклопедиях ее называют "классической бомбардой", стреляющей "дробом"- каменными ядрами . Была ли она создана для того, чтобы "утереть нос" иностранным дипломатам и несла в себе предназначение, как символ русского могущества, решать историкам. А вот Лев Николаевич Гумилев, создатель теории русской пассионарности , утверждал, что однажды из нее пальнули... прахом Лжедмитрия. Возможно это историческая метафора. Нет желания подискутировать на эту тему ?

Царь-колокол

В 1701-м году, во время пожара, с кремлевской звонницы упал и разбился колокол, являвшийся на тот момент самым крупным в мире, его вес составлял 196 тонн.

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна издает указ, повелевающий отлить колокол, используя обломки разбитого и новые материалы. Во время троицкого пожара в яму с колоколом полетели горящие бревна - и народ заливал их водой. От перепада температур произошли внутренние деформации металла и при дальнейших работах кусок отвалился. ...А в яме Царь Всем Колоколам пролежал 100 лет, пока его не вытащили и не водрузили на трон на бронзовый постамент.

Патриаршие палаты и примыкающая к ним Церковь Двенадцати Апостолов. Была воздвигнута при  патриархе Никоне. 17-й век..

Колокольня Иван Великий

Возведена в 1329-м году при  Иване Калите. Древнее нее на несколько лет лишь Успенский собор, находящийся рядом.
Иван Великий (церковь св. Иоанна Лествичника) стал первой, самой высокой  колокольней города, его звонница была общей для всех кремлевских соборов.

 

Тем временем, мы выходим на красивейшую площадь Московского Кремля, Соборную. Соборная площадь (площадь Трех Соборов)  объединила  в себе русские школы зодчества и иконописные традиции и веяния средиземноморского Ренессанса.

Успенский собор или Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1326-м году.

 

Собор служил усыпальницей высочайших церковных санов - митрополитов и патриархов. В 1547-м году здесь  венчали на царство Ивана IV. С тех пор все коронации, вплоть до последней, когда на трон взошел Николай  II, проходили   в Успенском соборе.

"Легенда о создании первого Успенского собора гласит, что митрополит Петр перед смертью предрек Ивану Калите, что если тот возведет на самой вершине московского холма храм во имя Богородицы, и сделает его гробницей митрополита, то Москва станет центром всех русских земель."(с)

В конце 15-го века  храм реставрировал Аристотель Фиораванти. А расписывал фасад и внутренние стены храма Дионисий, продолжатель школы Андрея Рублева.

Даже в зыбком мареве видно, как он великолепен...

Церковь Ризорасположения – домовая церковь митрополитов и патриархов.

За нею видны игрушечно-затейливые купола Теремной церкви при Теремном дворце, служившем покоями царской семье.

А вот Красное крыльцо знаменитой Грановитой палаты. 

По Красному крыльцу торжественно шествовали в Успенский собор в дни венчания на царство , а также при бракосочетаниях русские князья и цари.

Здесь принимали особенно уважаемых иноземцев. Архитектор итальянец Марко Фрязин сотворил сей шедевр по указанию царя Ивана III в 1487г . Палата называется Грановитой, потому что облицовочный камень клали гранями наружу. 

В Палате  заседала боярская Дума, и тут  «закатывали пир на весь мир» по великим случаям.  Здесь   Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр I – разгром шведов под Полтавой.

Внутри побывать не получилось, потому два нижних фото из интернета.

Система крестовых сводов опирается на единый столб.

Друзья, кому посчастливилось побывать внутри и запечатлеть сие великолепие, поделитесь фоточками!

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Во второй половине 14 века на его месте была небольшая придворная каменная церковь Благовещения. Ее расписывали  Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.

Во время пожара 1547 г. здание сильно пострадало, но  было  восстановлено и расширено.

Между церковью Благовещения и Грановитой палатой видим  желтую стену Большого Кремлевского Дворца . Построен он был при Николае I. Ныне – парадная резиденция ВВП.

Рядом с Благовещенским собором находится неземной красоты Собор Архангела Михаила. Построен был он в 15 в. при Иване Калите. Именно ему было суждено стать усыпальницей князей и царей русских  со времен царствования Ивана  Калиты , и , вплоть, до переноса столицы из Москвы в Петербург.

Архангельский собор.

Великий князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты,  победитель Мамаевой орды на поле Куликовом, также покоится здесь.

Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти  . Именно он начал укреплять  и строить Москву в белом камне.

 Апполинарий Васнецов : «Московский  Кремль при Дмитрии Донском»

Совершив экскурс в историю Руси  Царской и Православной, мы вышли с Соборной площади на Боровицкую  улицу и направились к  набережной Москвы-реки. И открылась перед нами   чудеснейшая  смотровая  площадка.

Впереди –Тайницкая башня Кремля. Через нее открывался потайной выход к Москве-реке. А напротив, на противоположном берегу – Софийская набережная.

Дозорное место.  Тайницкая башня.

По правую руку – Оружейная палата. Впереди – Боровицкая башня.

Часики нам подсказывали скорое начало спектакля. И мы поспешили в Потешные палаты Кремлевский дворец. Я ведь была когда-то здесь, но в другой жизни, при другом царе президенте.

Мы поднялись на балкон, попутно любуясь роскошными видами из окон Дворца.

Дважды прозвучала с детства знакомая мелодия из «Руслана и Людмилы»- второй звонок. Мы выбрали места поудобнее, поближе к сцене. Действительно, была такая возможность , благодаря эпидемии инфлюэнцы.

Итак, трам-па-пам! Балет начинается!

 Дирижер Юрий Башмет взмахнул волшебной дирижерской палочкой, занавес устремился ввысь... под чудесную, уносящую в пушкинскую сказку музыку Михаила Ивановича Глинки.

...Мы видим могучий дуб , в сени которого сказитель Баян, под переборы струн на гуслях, поведал  историю любви Руслана и нежной, как лепесток утренней лилии, Людмилы .

(Фото из интернета).

"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал"...

Появляются воздыхатели и претенденты на руку княжны: хвастливый варяжский витязь Фарлаф и пылкий хазарский князь Ратмир. ( Ратмира  сопровождает влюбленная Горислава , постоянно доказывая ему свою бесконечную преданность. )

 Людмила выбрала Руслана уже давно. Молодую чету под обрядовые танцы ведут в опочивальню.

Но... злые силы не дремлют - и горбатый колдун Черномор с длиннющей бородой, кружась в хищном танце, похищает заколдованную Людмилу под громы небесные.

Сломленный горем князь Светозар, обещает в жены свою дочь  тому, кто ее спасет. Соперники отправляются на поиски украденной Людмилы.

Как водится в сказках, храброму главному герою всегда помогают добрые силы. Руслану помогает старый Финн. Ритуальный костер друидов показывает Людмилу в чертогах  Черномора. И Руслан отправляется в путь , попутно сражаясь  с огромной головой и отвоевывая волшебный меч.

Финна преследует своей навязчивой любовью старуха  Наина. Как и положено страшным сказочным колдуньям, она питается пылкостью и силушкой молодых мужей,  играя на их пороках. И ездит на них верхом! То обжору Фарлафа околдует, соблазнив его яствами и напитками. То гордого восточного князя Ратмира увлечет в  шатер сонмом прекрасных дев, в которых обратились безобразные старухи. О несчастная Горислава! Как вернуть любимого околдованного князя?!

Друзья, не буду вам пересказывать содержание. Лучше один раз увидеть:  http://kremlinpalace.org/ru/events/ruslan-i-lyudmila

Хочу лишь отметить, что артисты исполняли свои партии великолепно! Людмила была хрупка, прелестна и необычайно пластична. Карлик Черномор-  отвратителен! Смешны и омерзительны   его попытки  колдовством вернуть былую молодость! Наина - трясущаяся развалина в  лохмотьях, перевоплощающаяся в прекрасную деву и, вновь, в  шмыгающую, словно тень, старушенцию, была неподражаема.  Храбрый Фарлаф- самодовольный и хвастливый, Ратмир- любвеобильный, не замечающий родную и преданную женщину, рядом с собой... Как этот сказочный, кружащийся под музыку Глинки хоровод напоминает маленький мирок, жители которого - мы с вами .

Как водится, добро восторжествовало. Занавес. Овации не смолкали очень долго...

Спасибо, Москва, за еще один чудесный день !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Зарубинка, 22 февраля 2016, в 01:52 +25
Один день из жизни Акробата
Один день из жизни Акробата
Выставка Фриды Кало
Выставка Фриды Кало