Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года. По китайскому лунному календарю это был год Дракона, а время, в которое он родился между 6 и 8 часами утра – час Дракона. Грэйс Ли была наполовину немкой и, будучи католичкой, окрестила сына, дав ему имя Ли Чжэнь Фань. Это имя в переводе на английский означало «Возвращайся назад». Грэйс объяснила это тем, что она всегда была уверена в том, что придет время, и он снова вернется в Сан-Франциско, и останется там жить.
Доктор Мэри Гловер, принимавшая роды, предложила Грэйс назвать мальчика американским именем Брюс, и та согласилась, но это имя не упоминали до тех пор, пока он не стал уже учиться в колледже «Ля Салль» в Гонконге. Потом Брюс изменит написание своей фамилии с Li на Lee, на английский манер.
Согласно китайской традиции у человека должно быть несколько имен. В конце концов, Брюс получает прозвище Сай Фон (Маленький Феникс), это женское имя.
Грэйс «потеряла» своего первого сына, и, в соответствии с китайским поверьем, когда родятся следующие сыновья, его дома зовут женским именем. Ему даже прокололи одно ухо и все вокруг думали, что это действительно девочка. Они сделали это для того, чтобы окончательно ввести в заблуждение рассерженных духов, которые могут украсть его душу.
Когда Брюсу исполнилось 3 месяца, он снимается в своем первом фильме «Девушка золотых ворот». Здесь ему досталась роль девочки-младенца. После этого они возвращаются из Сан-Франциско обратно в Гонконг.
Смена климата очень плохо сказалась на здоровье маленького Брюса. С превеликим трудом его удалось выходить. Он никогда много не ел, был тощим, и долгое время оставался очень слабым и болезненным ребенком, хотя и очень подвижным.
Детство Брюса было безбедным, ведь отец хорошо зарабатывал и его семья практически ни в чем не нуждалась.
Но то, как жили члены семьи многих могло привести в ужас.
У них была 3 комнатная квартира. Мебели в комнатах было немного. Большая комната использовалась как столовая, гостиная и спальня одновременно. В этой просторной комнате стоял холодильник и большой стол, за которым ели, играли и читали. А когда наступала ночь, эту комнату использовали для сна. Здесь спали Ли и Грэйс со своими детьми, дедушки и бабушки, несколько слуг и огромная немецкая овчарка. Другие две комнаты были поменьше. В одной из них находились две двухъярусные кровати, а к другой комнате была пристроена веранда, украшенная множеством растений в горшках, а когда-то здесь еще стояли клетки с курами.
Ночью никто не нуждался в спальных принадлежностях, потому что ночи были достаточно душными. По утрам в единственную ванну выстраивалась очередь. В засушливый период, когда в Гонконге была сорокаградусная жара, воду в дом подавали раз в неделю на полдня. Из-за этого приходилось набирать воду во все емкости в доме, а ванну держать наполненной. Воду надо было экономить и поэтому нормально принять ванну не представлялось возможным. Что такое жить с комфортом здесь даже не знали.
Когда у Ли Хой Чуэна умирает брат, его вдова с пятью детьми были приняты в семью, опять же в соответствии с китайскими традициями. Он их содержал как свою собственную семью. Так же с ними в семью пришли еще двое слуг и Ву Нгань – неофициально усыновленный ребенок. И теперь условия проживания стали просто невыносимыми. Их квартира не была предназначена для проживания стольких человек, не считая того, что в доме еще было большое количество собак, птиц и рыб.
Среди всех этих домашних питомцев у Брюса был свой любимец. Огромная немецкая овчарка по кличке Бобби. Они очень сильно сдружились. Он стал для него настоящим другом. Бобби часто спал под его кроватью. Вместе с ним Брюс мог спокойно везде гулять ни о чем не беспокоясь, что его кто-нибудь может обидеть. Но случилось страшное. Бобби умер!
Брюс разрыдался от горя. Он долго не мог забыть своего верного друга. Это был тяжелый для него удар.
Брюс был самым непоседливым в семье. У него был дикий, необузданный характер, служивший причиной его самых невероятных поступков. Он всегда находился в движении, в нем было столько энергии, что она буквально «лилась через край». Поэтому в семье его также знали под нежным именем Мо Си Тунг (Никогда не сидящий на месте). Если Брюс ненадолго затихал, все начинали думать, что он заболел. Единственное из-за чего он мог прекратить бегать, прыгать и болтать - так это книги. Он полностью погружался в чтение и мог сидеть часами за интересной книгой, а иногда засиживался до поздней ночи. В результате из-за этого у него развилась близорукость. В шестилетнем возрасте Брюс уже начал носить очки.
Большая часть детства Брюса безнадзорно протекала на улицах, потому как в большом семействе не всегда ощущали его отсутствие. Маленький Ли носился целыми днями напролет по всему району и дружил с разной шпаной. Иногда Брюс крал деньги у своего отца, чтобы сходить с друзьями в кафе.
Он не всегда слушался родителей и постоянно попадал в какие-нибудь истории. Своей матери Брюс часто доставлял массу хлопот и ей приходилось разбираться с различными проблемами, возникающими по его вине. Грэйс очень любила Брюса и сильно за него расстраивалась.
В том, что он не стал малолетним преступником была в основном ее заслуга.
Среди своих друзей Брюс был неоспоримым лидером. С раннего возраста он обожал драки. В нем присутствовал дух бойца, он был словно рожден для поединков.
Брюс всегда искал возможности с кем-нибудь подраться. В нем была огромная тяга к самоутверждению, а уличные потасовки возвышали его в собственных глазах. Тем более, что с каждой новой дракой рос и его авторитет среди мальчишек. Брюс был худеньким и очень шустрым малым, никогда не боялся своих соперников, даже если они были больше и старше его. Поэтому частенько драка заканчивалась не в пользу Брюса, но это его не останавливало. Если ему кто-то не нравился, не так на него посмотрел и т.п., то этого было достаточно, чтобы затеять драку. Также он пользовался цепями и ручками, со спрятанными внутри них лезвиями (даже носил иногда с собой туалетную цепь, обмотанную вокруг туловища). Его любовь к дракам стала постоянным источником проблем для его родителей.
В школе он учился совсем плохо. Его мало интересовали общественные науки, а к математике у него было просто отвращение. В десятилетнем возрасте Брюс с трудом мог посчитать до десяти. Еще у него было отвратительное поведение и в результате ему пришлось сменить несколько школ.
Брюс был близок с отцом, которого он уважал, но и боялся одновременно. Ли Хой Чуэн оказывал на сына большое влияние. Маленький рост, плохое зрение и немного вывернутая наружу более короткая левая нога, казалось, навсегда похоронили надежды отца на то, что Брюс станет танцором. Но не все оказалось так плохо, и когда Ли Чуэн стал заниматься с сыном, он сразу же отметил его великолепную координацию и потрясающее чувство ритма. Но еще больше его порадовало то удивительное трудолюбие, с каким мальчик относился к урокам.
Благодаря связям отца, Брюс уже в юном возрасте стал кинозвездой.
Отец иногда брал его с собой на репетиции в театр. Там он подружился с Сью Ки Лунем по кличке - Единорог. Его отец тоже был оперным актером. Единорог был старше его на 3 года. Они часто сражались на мечах из бамбука. Брюс никогда не признавал своего поражения и бился с ним, пока тот не сдавался. Дружба их поддерживалась всю юность.
Брюс постоянно крутился на съемочной площадке, когда там работал его отец.
Там же на него обратил внимание друг отца, который был кинорежиссером. Брюс ему очень понравился, и он решил доверить ему первую роль в кино. И в 1946 году, когда Брюсу было 6 лет, выходит фильм с его участием - «Рождение человечества». В этом фильме Брюс и Единорог снялись вместе.
Брюсу досталась роль хулигана, а Единорогу роль пай-мальчика. Когда Брюсу было 8 лет, он снимается во втором своем фильме под именем - Ли Сяо Лун (Ли Маленький Дракон). Это имя дал ему директор кинокомпании и под этим именем он хорошо станет известен в Гонконге и во всей Юго-Восточной Азии.
В картине «Мой сын А Чунг» - Брюс и отец снялись вместе, это был первый и, к сожалению, единственный раз. Хотя иногда писали про то, что им никогда не довелось сняться вместе.
В частности не совсем понятно, почему в книге Линды Ли «Брюс Ли - мужчина, которого знала только я» она пишет: «…к сожалению они вместе ни в одном фильме не снялись».
Когда Брюсу было 18 лет, он снимается в своем последнем юношеском фильме «Сирота», в главной роли. Это была его первая серьезная роль. Этот фильм повествует о жизни малолетних преступников Гонконга. Вообще, как правило, Брюс играл в фильмах трудных подростков, сирот, вынужденных жить вне общества. Отец все время учил сына актерскому мастерству и всем тонкостям этой профессии. Часто съемки проходили по ночам, но Брюс просто обожал сниматься. Даже во время своих каникул он продолжал работать на съемочной площадке. За это время он снялся более чем в 20 фильмах.
В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл к Руби Чоу (знакомая его отца, которая содержала ресторан), которая взяла его на работу официантом. Там он изучал искусство, окончил Техническую школу Эдиссона, поступил в Вашингтонский университет на философский факультет, где и познакомился с будущей женой (с 1964) Линдой Ли Кендвил, которой тогда было 17 лет. Линда родила ему двоих детей: сына Брэндона (1965—1993) и дочь Шеннон (род. 1969).
Брюс начал сниматься в США в телесериалах, демонстрируя боевые искусства. Он стал популярен, у него начали появляться ученики, в числе которых были и многие известные люди, как например, знаменитый баскетболист, звезда НБА Карим Абдул-Джаббар (впоследствии Карим и Брюс поставили впечатляющую сцену боя в фильме «Игра смерти»).
Брюс открыл свою собственную школу боевых искусств, где начал преподавать джиткундо — его собственный стиль кунг-фу, который Брюс Ли разрабатывал и совершенствовал вплоть до самой смерти. Частные уроки Брюса Ли стоили порядка 275 $ в час, что было весьма дорого и могло обеспечить финансовую независимость Ли на годы вперёд. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединённые Штаты и вернуться с семьёй в Гонконг.
В то время в Гонконге открылась новая киностудия (впоследствии ставшая очень знаменитой). Брюс Ли уговорил директора студии дать ему главную роль в фильме "Большой босс" и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался — фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино. Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые исходы пришлись по душе зрителям, а потом эта волна передалась и зрителям всего мира. Чоу доверил Ли снять ещё два фильма («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели ещё больший успех и сделали Ли суперзвездой.
Брюс Ли всё время тренировался. Он постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой стиль джиткундо, старался привнести что-то новое в существовавшие техники боя. Он также разработал собственную систему питания, уделял очень большое внимание общеатлетической подготовке и занятиям в тренажёрном зале. Он великолепно развил своё тело и опубликовал свои методики тренировок и упражнения, ставшие очень известными.
Ли также подвергал себя огромным нагрузкам в экспериментальных целях, даже испытывал себя электрическим током.
В то же время Брюс Ли очень много времени уделял съёмкам, пытаясь довести каждое своё движение на экране до совершенства. Ли был амбициозным и очень требовательным к себе человеком. Но, несмотря на свой экранный образ, он был очень вежлив и обходителен в общении, очень уважительно относился к окружающим.
Брюс Ли скоропостижно скончался в Гонконге 20 июля 1973 года, в период работы над фильмом "Игра смерти": он (по одной из версий) принял таблетку от головной боли, содержащую аспирин и мепробомат, это привело к отёку мозга, что и показало вскрытие. Никакие анализы не были взяты, что ставит под сомнение то, что он умер от таблетки. После его смерти начали распространяться слухи, что его убил другой мастер, однако они не нашли подтверждения. Похороны Брюса Ли превратились в общегородской траур. Друзья и тысячи поклонников шли отдать ему последние почести. Затем тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где с ним попрощалась семья и где он был похоронен. К могиле Брюса Ли до сих пор ходят поклониться любители боевых искусств, прибывающие в Сиэтл. А его последний фильм был доснят спустя 5 лет при помощи дублёров и вызвал новую волну интереса к кунг-фу и восточным боевым искусствам.
Во все времена конец героев был таким же, как и конец обычных людей. Все они умерли, и воспоминания о них постепенно изгладились из памяти людей.
Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя.
Брюс Ли