Про тульскую геральдику

Про тульскую геральдику

Те, кто знаком с компьютерными играми, а в частности «Героями меча и магии», наверняка знают фразу — «Астрологи объявили неделю…». Так вот похоже в Туле городские проектологи астрологи объявили неделю срачей по поводу благоустройства города и судьбы городских подземных переходов. А давайте поможем путешественнице Даше © сменить тему обсуждений :) Например откроем срачи про дизайн, обсуждение логотипов, транспортных карт и т. п. Для бюджета города это явно выйдет менее накладно. Провести какой-нибудь дизайнерский конкурс на порядок менее затратно, чем закапывать переходы. Ну начнем. Поговорим о тульской геральдике.

 

Что меня побудило нарисовать свои варианты гербов тульской области?

Гербы тульской области создавались в разное время и разными людьми, изображения некоторых представляют собой немного отретушированную версию гербов еще времен Екатерины 2. Причем иногда это не идет им на пользу. Поэтому единой стилистики в изображениях гербов мы не наблюдаем. Текущие варианты, которые используются в настоящее время можно посмотреть тут.

Дополнительным условием для себя я выбрал еще один нюанс — отсутствие черной обводки в изображении. Гербы по возможности сделать в так называемом «плоском» минималистичном стиле, там где это возможно. Фигуры изображенные на гербовом щите должны занимать максимально возможную площадь, но без «перегибов”. По замыслу это должно хорошо сказаться при восприятии их в маленьком размере и облегчить жизнь тем, кто будет вырезать их на плоттере из плёнки. Плоский стиль накладывает еще одно ограничение — фигуры по возможности не должны быть в изометрии (не иметь объема), только одна проекция. Поэтому на гербе Венёва классическую хлебную меру я перерисовал, как получилось — судить вам (хлебная мера — это такое здоровое ведро для измерения зерна). Еще один момент — старался выдерживать симметрию там, где это возможно.

Основной задачей создания изображений гербов в данной стилистике был тот момент, что при дизайне разных афиш, буклетов, брошюр и прочих рекламных материалов иногда необходим герб, а в векторе его нет в свободном доступе, да и растровое изображение маленькое и «мутное». Поэтому было бы неплохо, если бы было общедоступное руководство пользователя, с описанием гербов, их графические изображения, а также рекомендациями по их использованию. Чтобы можно было скачать и использовать без проблем. Кстати, еще одним плюсом плоского минималистического варианта герба является то, что его можно быстро отрисовать в векторе, по имеющемуся изображению.

 

Теперь немного про стилизацию и ассоциации

Основной болью для моего восприятия были гербы Епифани, Крапивны, Ефремова и Черни с Богородицком.

Еще в детстве, смотря на герб Ефремова (на значках, в киосках «Союзпечать»), я думал - «Что это за ерунда вообще на нем нарисована?!». А это оказывается плужные сошники. Но видимо тот, кто изначально рисовал этот герб, не понимал или не представлял, как они выглядят. Сошники – это металлические наконечники на сохе. Так что на гербе Ефремова не сошники, а сохи с сошниками. Но я решил не ломать традицию и стилизовал эти «сошники» по своему вкусу. На одном варианте сошники золотые. Видел старый цветной вариант именно с золотыми сошниками, подумал пусть будет.

Епифань — на гербе изображена конопля, но она какая-то грустная :) Сделал листья более узнаваемые, а желтые соцветия увеличил. Неизбежная жертва стилизации.

Богородицк. Это отдельная боль, ужас перфекциониста — 9 стеблей богородской травы (тимьян, чабрец) и все разной формы и размера. Идея такого изображения этой травы изначально не моя. Я лишь аккуратно перерисовал изображение Ю. Калинкина (г.Долгопрудный), который тот сделал для проекта «Геральдикум».

Чернь. В геральдическом описании (блазоне) сказано: «В серебряном поле протекающая река Черная, сей цвет доказывает ее глубину, а по обеим ее сторонам по зеленому снопу травы». Поэтому синего цвета там не должно быть, и коричневых корней у травы тоже. Ну и сама форма реки это тоже ужас перфекциониста. Река вроде у меня получилась нормальная, а вот снопы травы явно требуют доработки.

Кстати о цветах. В классической геральдике признаются два металла: золото (желтый) и серебро (белый или серый); пять цветов (финифтей, эмалей): червлень (красный), лазурь (синий, голубой), зелень, чернь (черный) и пурпур (фиолетовый, лиловый, пурпурный). Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый

Лев кстати на гербах Суворовского района и Чекалина — горностаевый. Поэтому он в крапинку :) Так схематически обозначается горностаевый мех. Меня не бить, не я придумывал описание герба.

У вас может возникнуть вопрос — почему форма гербового щита такая странная? Да, исторически сложилось, что в русской геральдике используется так называемый «французский щит». Но это не обязательное условие, поэтому выбрал форму щита, которая мне больше нравится

Что в итоге

Принимается конструктивная критика. Планирую доделать недостающие гербы, я не все их сделал. После анализа пожеланий и замечаний сделаю подборку финальных вариантов и выложу в векторе для всех желающих, для некоммерческого использования. Полноценное руководство с описаниями использования делать не буду, т.к. это довольно тяжелый труд, да и полномочий никто не давал на проведение подобной работы. Но вот если дизайнерское сообщество Тулы сообща это сделает, то это будет круто, как мне кажется.

Здесь лежат файлы в высоком разрешении, желающие могут рассмотреть подробно.

И бонусом. Планирую нарисовать некоторые гербы не только в плоском стиле.

И еще выложу вариант логотипа для Венёва. Я тогда не участвовал в конкурсе, но потом пофантазировал, как могли бы выглядеть логотипы. И неожиданно увидел, что Венёв почти палиндром (перевёртыш). Немного доработал и получил 100% палиндром, даже в графическом плане.

 

И кстати, что там с логотипами малых городов? Используются ли где они? Если нет, то почему?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Автор: koav
6 апреля, в 10:45 +8
Топонимика по-тульски
Топонимика по-тульски
«Очень шумели дрелью!»: о плохих соседях сверху
«Очень шумели дрелью!»: о плохих соседях сверху