Тульские путешественники Андрей Илюхин и Елена Свиридова продолжают заманивать нас в Грузию.
- Традиционно Мцхета стоит первым пунктом в списке достопримечательностей, которые необходимо посетить туристу, впервые оказавшемуся в Грузии. И не удивительно — ведь это древнейший город Сакартвело (Грузии), основанный ещё в V веке до н.э.! По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем». Город отстоит на пятьдесят лиг от Арарата. И один из ближайших потомков Ноя — Мцхетос — избрал это место для строительства крепости не столько из-за прелести места, сколько из-за удобного расположения. В IV веке до н.э. Мцхета объявили столицей Картлийского царства, и город был ей вплоть до конца V века н.э., когда столицу перевели в Тбилиси. А вот кафедра Патриарха Грузии находилась во Мцхете вплоть до окончания строительства собора Цминда Самеба в конце 2002 года...
Мы, как потом выяснилось, совершенно напрасно думали, что нам хватит для осмотра реликвий Мцхеты того времени, что отводит автобусная экскурсия, и планировали в рамках одной поездки объединить Мцхету с другими достопримечательностями. Но случилось так, что экскурсию мы прошляпили и в Мцхету поехали своим ходом. Это оказалось совсем просто (маршруткой от метро «Дидубе»), почти бесплатно (2 лари на всю дорогу) и очень увлекательно. Сколько раз за этот день мы благодарили провидение за то, что в наши планы были внесены коррективы!
Ведь в итоге прогулка по святым местам Мцхеты стала для нас одной из самых ярких в Грузии.
Маршрутка везла нас в Мцхету через серое облачное утро — но за окнами всё равно была красота. Зелень от пасмурной хмари делалась только ярче, у горизонта высились манящие горные силуэты. В Мцхете мы сразу схватились за камеры. Уж больно симпатичны старые улочки с колоритными домиками в центре города. Впрочем, особенно задерживаться на улицах времени не было — программа на день у нас была обширной. Места, которые планировалось объехать на автобусе, нам предстояло теперь обойти пешком. И мы поспешили к первому храму — Светицховели.
По пути нам немного подпортили впечатление от этого потрясающего места гипернавязчивые таксисты. Они принялись осаждать нас уже на входе на площадь, наперебой предлагая немедленно отвезти на гору к монастырю Джвари. Отбиться от них оказалось непросто, поснимать прилегающие к Светицховели улочки и полюбоваться ими они нам откровенно не дали, и к храму мы подходили уже слегка «заведённые». Но сам храм, и площадь перед ним были чудесны!
Светицховели (груз. — Животворящий Столп) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. Является одним из главных духовных центров Грузии и самым большим среди сохранившихся исторических сооружений страны.
Первую в Грузии церковь, которая не дошла до сегодняшних дней, выстроил на этом месте ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во второй половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе.
На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.
Внутри мы провели довольно много времени. Атмосфера к тому более чем располагала. Иконы оказались просто изумительными, и Лена сделала несколько кругов внутри обширного храмового пространства, прежде чем заставила себя выйти наружу. К сожалению, Светицховели — один из немногих грузинских храмов, где нельзя фотографировать. Но удержаться трудно — хочется попытаться запомнить в картинках царящую там атмосферу... Впрочем, иностранных туристов запреты особо не останавливают...
К северу от Светицховели находится Монастырь Самтавро — комплекс из Преображенской церкви и женского монастыря равноапостольной Святой Нино, которая в IV веке по благословению Пресвятой Богородицы и со вручённым ею крестом направилась в Грузию для распространения христианства. Благодаря подвижничеству Святой Нино было окончательно свергнуто идолопоклонство, а равноапостольные царь Мириан и царица Нана приняли крещение.
В V в. храм Преображения являлся епископальной кафедрой Картли и местом захоронения эристави — (великих князей) Картли. Именно отсюда берёт начало название храма «Самтавро» (от слова «Мтавари» — т.е. «Глава»). После царя Мириана Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. В первой половине XI века, во времена царствования Георгия I, храм расширили, пристроили южные врата, и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер. В храме Самтавро находится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, чудотворная икона святой Нины, пожертвованная из Санкт-Петербурга царём Георгием XII своим внукам в 1870 году, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи одного из тринадцати Ассирийских отцов Священномученника Абибоса (Авива) Некресского, святые мощи Иоанна Златоуста, часть камня с могилы святой Нины из Бодбе и другие реликвии.
Самтавро-Преображенская церковь, конечно, значительно меньше, чем Светицховели, но и в ней есть своя красота. Здесь царит особая атмосфера. Умиротворения и почтения одновременно. Особый уют создаёт, наверное, и расположенный здесь женский монастырь. Мы снова любовались и проникались атмосферой — впрочем, описывать подобные вещи словами особенного смысла не имеет. Такие места надо посещать и чувствовать.
Давным-давно, когда Абхазский царь Константин и арабский эмир Абул-Касим спорили, кто будет править в Картли, местность к северу от первой столицы Грузинского царства, Мцхеты, принадлежала князю Симону. В узкой части ущелья, там, где лежал путь из северных земель в Мцхету, он построил свою крепость. У князя была добрая, красивая дочь Макрине и сын Мамука. Когда Симон скончался, Мамука стал жестоко относиться к своим крестьянам. И как ни просила его Макрина о милосердии, он не слышал её мольб. Мало того, свою сестру Мамука заточил в крепость. Однажды в громадный котёл, где готовилась похлебка, упали вороны. Слуги вылили содержимое котла. Жадный Мамука в ярости хотел расправиться с ними, но в это время из котла вылезли змеи и обвились вокруг него. Макрине, видавшая всё из окна темницы, обратилась к Богу с мольбой о прощении брата. Бог внял ей. Спасшийся Мамука роздал всё своё богатство бедным, постригся в монахи и пошёл по свету собирать подаяние на постройку церкви. Макрине постриглась в монахини и осталась в Мцхете.
Прошло семьдесят лет. Умерла Макрине. В день её похорон пришёл какой-то седобородый старец, поцеловал в лоб умершую и сказал: «Сестра моя, мы исполнили наш обет». Сказав это, он умер. Рассказывают, что после этого события крепость и называют Бебрисцихе, в переводе «Крепость старца».
Это легенда. Документально происхождение названия крепости неизвестно. Точно установлено, что это одна из древнейших крепостей Грузии была построена в IX веке. Впрочем, под холмом, на котором расположена Бебрисцихе, после археологических раскопок были обнаружены остатки крепостной стены I века до нашей эры. Известно и то, что здесь когда-то была резиденция мцхетских эриставов. Крепость имела важное оборонное значение, закрывая мцхетские «ворота» с севера. Место постройки крепости, как предполагается, выбрано потому, что в этом месте горами образовано естественное «горлышко». Тут река более узкая, течение её сильнее, и враг не мог обойти крепость без боя. (П.Закарая. Памятники Восточной Грузии)
Без проблем мы отыскали мостик через речку. Она была широкой, разливавшейся меж заросшей кустарником и деревьями берегов, и на её глади тренировались байдарочники.
Вот оно — счастье — зайти в горный лес, идти среди лесных ароматов, щурясь от стреляющих меж ветвей солнечных зайчиков, дышать сосновой хвоей, выслеживать среди лесной подстилки шустрых жуков…
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
(М. Ю. Лермонтов. Мцыри)
Сейчас всё не так. Совсем не так. Джвари, наверное, один самых популярных храмов Грузии. Около него полно машин и прихожан с раннего утра до позднего вечера. Мы даже не смогли толком осмотреть храм — там было просто не протолкнуться. Может быть, потому, что мы были в Храме Креста в Страстную пятницу — в день, когда христиане вспоминают суд над Иисусом Христом, Его распятие на кресте...
Храм Мцхетского Джвари (св. Креста) (586—604 гг.) — на протяжении веков являлся одним из главнейших духовных и паломнических центров христианского Кавказа. Храм был построен на том самом месте, где в начале IV века просветительница Грузии Святая Нино и первый царь-христианин Мириан воздвигли большой деревянный крест. Восьмигранный постамент креста по сей день сохранён внутри церкви.
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.
Внизу Арагва и Кура,
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко...
До них мне было далеко!
Ну, нам было ближе. Кубарем мы скатились к дороге, когда солнце уже спряталось за тучи. В очередной раз форсировали опасную трассу, вернулись по обочине до знакомого мостика. И по дороге с чудесными раскидистыми тополями пошагали в Мцхету. В зарослях у дорога квакали лягушки, начинал накрапывать дождик. И всё равно было чудесно, волшебно и очень красиво! Через какой-то пустырь мы выбрались на улицы города. Дождь припустил уже по-настоящему. А на остановке выяснилось, что автобус до Тбилиси только что ушёл.
Решив, что всё равно придётся ждать, мы ещё раз заглянули в церковную лавку Самтавро. Купили иконки друзьям и отправились на следующую остановку автобуса, чтобы перехватить его чуть раньше многочисленных туристов. Вокруг уже было совсем мокро. Под навесом прятались от дождя знакомые чёрные пёски… А из окошка пекарни по-прежнему благоухало лавашами. Теми самыми. Но маршрутки тут бегают часто, и вскоре в туче брызг явился из дождя автобус. И мы благополучно вернулись в Тбилиси.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)
Как вы относитесь к творчеству Лермонтова?