Четыре дня вверх по Янцзы

Четыре дня вверх по Янцзы

Геннадий VKup

Не так давно мы рассуждали о водных путешествиях, какими разными они могут быть и по бюджету, и по плотности впечатлений, и даже по настроению… Ловите новый круизный гульбарий! Отправляемся в плавание по великой китайской реке, вошедшей в песни и легенды. Нашим гидом будет Геннадий VKup. С вас восторги, негодования, вопросы. В общем приветствуется любая движуха в комментариях по теме.
 

Disclaimer: Любые выводы, суждения и рассуждения в блоге, могут не отражать мнение автора. :)

— Рассказывая о нашем осеннем, 2018 года путешествии по Китаю, постоянно приходится разрываться между древней историей страны и стремительными изменениями последних десятилетий и поэтому постоянно вставлять субъективные оценочные замечания, чтобы как-то логически свести воедино свои впечатления.

Великая Пролетарская Культурная Революция 60х-70х годов основательно вычистила значительную часть культурного наследия Китая. Были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов, монастырей и т. д. Да что говорить, до 1974 года археологии как науки вообще официально в Китае не существовало, поэтому когда совершенно случайно нашли 2000-летнее захоронение императора Qin Shi Huang’а, с громадной терракотовой армией, раскапывать и изучать её пригласили европейцев. Благо революция к этому времени сошла на нет.

Большинство современных достопримечательностей демонстрируемых туристам, в лучшем случае, являются восстановленными из руин, а часто просто откровенным новостроем. А чтобы как-то сохранить приемственность рассказываются легенды. Типа, как Нефритового Будду всё время культурной революции, подвижник смотритель прятал под красным флагом, а вычищающие храмы хунвейбины по идеологическим соображениям, не могли этот флаг приподнять, чтобы рассмотреть статую. Так она и сохранилась.

Это не фотография Нефритового Будды, его самого фотографировать нельзя. Это рядом с ним

Тем не менее, такую великую историю как китайская, уничтожить невозможно и сейчас в Китае очень многое делается, чтобы её восстановить и продемонстрировать всему миру вместе с современными успехами.

После трёх дней проведённых в Шанхае, через час с небольшим полёта Восточными Китайскими Авиалиниями (China Eastern),

поздно вечером, мы оказались в центре Юго-Восточного Китая, но на западе провиции Хубей (Hubei), в городе Ичан (Yichang), на берегу реки Янцзы (Yangze).

В Ичане у нас начинался круиз вверх по течению одной из крупнейших рек на Земле, как сами китайцы её называют — Великой Китайской Реке.

В этой поездке у меня сложилось впечатление, что китайцы всё своё представляют как самое, самое, самое. Вот и здесь юноша долго пытался убеждить нас, что Янцзы самая длинная река в мире. С большим скрипом он признал, что это не так только когда я ему показал на телефоне страницу с длинами рек на Земле, где Янцзы даже не на втором, а на третьем месте после Нила и Амазонки. Хотя разница в длинах и не ахти какая, но истина дороже. И такое передёргивание сквозило во многих расказах китайцев в этой поездке. Чуствовалось их желание приукрасить достжения Китая.

 

Три Ущелья

Наше 6-ти палубное круизное судно Century Sunу у причала. Рассчитано на 300 пассажиров, ничем особым не отличалось. Стандартный речной круизник.

Сам город расположен в одной из самых живописных частей реки Янцзы, в долине Трёх Ущелий: ущелья Цюйтан, ущелья У и ущелья Силин

Исторически, это был район выращивания чая и цитрусовых. Они и сейчас остаются важной частью сельскохозяйственного производства здесь. Вдоль дорог района часто можно увидеть такие развалы

Всемирную известность город и район Ичан приобрели в XXI веке, после строительства и выхода на полную мощность в 2012 году мощнейшей в мире гидроэлектростанции «Три Ущелья» (Three Gorges Dam). На данный момент действительно крупнейшая в мире ГЭС, сейчас её мощность 22.5 Гвт. Вторая в мире по мощности работающая гидроэлектростанция «Итайпу» на границе Бразилии и Парагвайя имеет мощность 14.0 Гвт, а крупнейшая в России — Саяно-Шушенская всего 6.4 Гвт. По массе использованного бетона плотина Трёх Ущелий является крупнейшим сооружением в мире, её вес — 65.5 млн тонн.

Высота плотины — 185 метров. Уникальной является система прохода судов через неё, пассажирские суда водоизмещением до 3000 тонн, поднимаются и опускаются на лифте менее чем за 8 минут. Грузовые суда водоизмещением до 12000 тонн, проходят через систему из двух пятиэтажных веток шлюзов, одна работает на подъём, другая на спуск судов

На подъём/спуск судов через шлюзы уходит ~40 минут. До строительства Трёх Ущелий пропускная способность Янцзы в этом месте была 18 млн тонн грузов в год, после пуска системы шлюзов и лифта она увеличилась более чем в пять раз, до ~100 млн тонн.

Постройка плотины вызвала много разговоров за и против. Помимо производства электроэнергии плотина увеличила за счет шлюзов пропускную способность реки для кораблей и предотвратила от наводнений низовья реки Янцы. Тем не менее, после возведения плотины оказались затоплены многие археологические и культурные объекты, произошли экологические изменения, увеличился риск оползней.

Было переселено около 1,3 миллиона человек с насиженных мест, что стало самым масштабным в мире переселением при проведении сооружения и вызвало немало возмущений среди населения.

 

Генерация электричества без выбросов парниковых газов сейчас одно из центральных и необходимых направлений развития в Китае. В прошлое ушли времена тысяч китайцев на велосипедах. В городах они массово пересели на скутеры.

Мы обратили внимание, что эти скутеры практически бесшумны и совсем не газят. Они ВСЕ электрические. Со съёмными батареями под седёлками. Сотни тысяч, если не миллионы скутеров в Шанхае, Сиане, Пекине… и все на электротяге

Вот эти развозные/почтовые тоже все электрические

Весьма популярны разнообразные мини-мобили и тоже все на электричестве

Полиция тоже на них

И этот грузовичок, транспортирующий велосипеды, тоже на электричестве

Очень много обыкновенных электромобилей, начиная от всех моделей Тесла (Кстати, недавно услышал, что Тесла собирается строить свой завод в Китае), до различных китайских производителей. Отличить их на улицах легко по номерам, электромобили имеют зелёные номерные знаки в отличии от синих на бензиновых и гибридах. Вот такие как у левого на следующей фотографии

Вообще, с бензиновыми автомобилями в Китае начали бороться круто. В 24х миллионном Шанхае в год выдаётся всего 100000 номеров. И они разыгрываются на аукционе. В приблизительно таком же Пекине, столько же номеров разыгрывается в лотерею.

Так что не факт, что даже имея достаточно денег, ты будешь ездить на автомобиле.

Девушка, сопровождавшая нас и рассказавшая всё это, сокрушалась, что её семья в Пекине уже шесть лет не может выиграть номер на свой автомобиль. Но даже получив номер, автомобилисты на обычных автомобилях пользоваться ими в черте городов (Нам говорили про Пекин и Шанхай, и я сам это проверил на улицах. Не знаю про другие) могут только по следующему расписанию: номера оканчивающиеся на 1 и 6, не могут ездить по понедельникам, на 2 и7 — по вторникам, на 3 и 8 — по средам, на 4 и 9 — по четвергам, на 5 и 0 — по пятницам. По выходным танцуют, то есть ездят — все.

Спрос на электроэнергию в Китае велик и постоянно растёт. Особенно не связанную с выбросами парниковых газов. В 2021 году на Янцзы должна вступить в строй ещё одна ГЭС производительностью 16, Гвт которая будет второй в мире после Трёх Ущелий, потеснив с этого места бразильско-парагвайскую. Сейчас 16% всей электроэнергии в Китае вырабатывают гидроэлектростанции

Вдобавок ко всему, из ГЭС Трёх Ущелий сделали ещё и туристическую достопримечательность. Правда вокруг плотины и электростанции закрытая зона с усиленной охраной против террористов. Попасть внутрь можно только с организованной экскурсией на автобусах из Ичана с полноценным шмоном на въезде на территорию ГЭС. Несмотря на это туристов много и из автобусов очередь. Внутри зоны — приличный большой визитер-центр и высокая обзорная площадка с видом на весь комплекс

От визитер-центра уходят экскурсии к различным частям ГЭС и плотины: на корабельный лифт, к турбинам и так далее. Я их всех не помню, потому, что осматривать этот промышленный комплекс далее мы изначально не собирались из-за нехватки времени.

Вместо этого мы отправились на автобусе немного вниз по Янцзы (круиз у нас был вверх по течению от ГЭС), в ущелье Силин. Там, как это сейчас принято во многих туристических местах по всему миру, совсем недавно

организовано «древнекитайское» поселение, демонстрирующее как наши современники видят жизнь на берегах Янцзы в далёком прошлом.

Как обычно в Китае, всё выполнено с пристальным вниманием к мелочам и с восточной скрупулёзностью. Гуляя вдоль живописного ущелья, можно было наблюдать инсценированные этнографические картинки из жизни местного населения с тысячу лет назад.

Нас встретила миловидная девушка в национальном костюме. По цвету костюма можно определить её социальный статус.

Наша девушка-гид носила голубой, что значит незамужняя…

Как раз при нашем появлении в устье ущелья входила джонка под парусами

Вскоре ребята спустили парус, сошли на берег и начали «бурлачить»

Распевая что-то типа «Дубинушки» и под звонкие команды надсмотрщика, потянули джонку вверх по ручью, в ущелье

Что интересно, всё это происходило не наигранно, а довольно натурально, как будто это их повседневная жизнь. Никакого специального объявления и скопления зрителей под этот момент не было. Потом, далее разыгрывали одно специальное представление, свадьбу, но о нём наша девушка объявила много заранее и сказала точное время и место в ущелье, когда и куда подойти чтобы посмотреть. Всё остальное происходило совершенно спонтанно и в совсем неожиданных местах.

Ловля рыбы с помощью специально обученных бакланов — старый традиционный способ.

Обычно таким бакланам на горло одевали обруч, чтобы птица поймав рыбу, могла проглатывать только мелкую рыбёшку. Крупную рыбу хозяин заставлял отрыгивать в лодку.

Традиционный способ стирки белья. Несколько дней спустя мы увидели, что такой способ стирки до сих пор используется некоторыми хозяйками на Янцзы

Это единственная девушка, которая, как я заметил, немного халтурила. Она начинала стирать когда замечала, что кто-то на неё смотрит. Все остальные играли свои роли самозабвенно и без оглядки на окружающее.

Выше по ущелью, другая девушка играла на традиционном струнном музыкальном инструменте Гуженг (Guzheng). Очень красиво мелодичный звук инструмента аккомпанировал журчанью горной речки.

Гуженг или китайская цитра — 12 струнный, щипковый традиционно китайский инструмент, на котором играли при дворах. Как он попал в ущелье на берегу Янцзы непонятно, но красиво.

Паренёк играет на, так называемой, Dizi или китайской поперечной флейте.

По мне так лучшего места чем это ущелье, чтобы наделать запоминающихся фотографий трудно представить

В назначенный час мы собрались к началу объявленной свадебной церемонии.

Всё начинается с оповещения собравшихся гостей

Лицо невесты прикрыто платком (Жених — красава, в таких ботах?)

Открывают лицо после провозглашения мужем и женой

Новобрачные пьют зеленый чай «на брудершафт»

Церемония заканчивается песнопениями невесты и её подружек

Перед круизом нам довелось увидеть реальные современные свадьбы в Китае, конечно ничего общего с показанной церемонией они не имели

Всё происходило совершенно в западном стиле

Мы посетили это ущелье с большим интересом и удовольствием. Во-первых, из-за красоты места, а во-вторых, нужно признать качество работы китайских аниматоров.

После нескольких часов ходьбы по ущелью подкрепиться можно перед входом/выходом в него. Хотя нас и ждал ужин на корабле

Не знаю это было предусмотрено или получилось случайно, но всё обслуживание не относящееся непосредственно к экспозиции, оказалось расположено как бы за углом, не в самом ущелье Поэтому посторонних ни шума, ни запахов при прогулке совершенно не было слышно и ничто не мешало целостному восприятию.

На обратном пути был ещё храм Хуанлин, который является одним из самых старинных древних сооружений в районе Трёх Ущелий.

Впервые этот храм был построен в весенний и осенний период более 2500 лет назад. По преданию, это святое место было сооружено в честь Великого Ю, который, как полагают, был первым правителем династии Ся (о первой китайской династии указано в древних исторических записях), и более всего запомнилась эта личность тем, что он обучал людей методам воздействия на бушующую реку Янцзы. Несколько раз храм был разрушен и восстановлен. Оставшаяся часть главного здания была построена во времена династии Мин более 700 лет назад. К сожалению, во времена Великой Пролетарской Культурной Революции храм опять сильно пострадал и только сейчас начал реставрироваться.

 

Круиз

Вечером, ближе к ночи, корабль отвалил от причала и начался уже собственно круиз. Стандартно он начался с представления команды судна

Знакомство с особенностями китайской кухни и дегустация блюд для интересующихся

Шоколадный фонтан на десерт

Закончился первый день нашего круиза вечерним концертом силами экипажа

А это уже на следующий день на ходовом мостике

Каждое утро на корабле начиналось с Тай-Чи для увлекающихся, на верхней палубе

После зарядки (кто участвовал) — завтрак. Кормили хорошо — 50% китайской национальной кухни, 50% - общеевропейской. Выбрать было можно. Диеты соблюдались.

Китайцы не зря называют Янцзы — Великой Китайской Рекой. Несмотря на сильное, временами стремительное, течение и сложную навигацию, судоходство на ней очень интенсивное.

Вот здесь видны круговороты и омуты прямо на фарватере

Не было случая, чтобы в поле зрения с палубы не было видно какого-нибудь другого судна: пассажирского

контейнеровоза

или баржи

Много мелких лодок про которые сразу и непонятно: на них то ли рыбачат

то ли живут

Множество разнообразных мостов как через реку

так и вдоль берегов, между гор через ущелья

и между районами в городах

Янцзы великая-то великой, но грязней реки в цивилизованных странах западного типа (А после этой поездки для меня стало очевидно, что Китай идёт по западному пути), чем она я ещё не видел. И дело не в том, что вода в ней большей частью коричневого цвета. Воды Амазонки такого же цвета и выделяются на несколько сотен километров в атлантике. Это всё из-за смываемого грунта.

По Янцзы постоянно плывут следы человеческой деятельности: обрывки тканей, пластиковые бутылки и пакеты, куски деревяшек и ещё бог знает чего.

И всё это ввиду замечательных пейзажей по берегам. Очень нас огорчил этот факт.

Приблизительно с сотню километров выше Трёх Ущелий, находится глубокое, узкое ущелье Gorges Stream (Что переводится как Горный Ручей. Но там по всем ущельям текут ручьи и почему именно это назывется так, мне осталось непонятно. Может что-то «lost in translation») По нему мы плавали на маленьких лодках.

На противоположном от нас берегу, на входе в это ущелье стоит маяк

Туда с нашей стороны отправился местных пловец, предварительно бросив перед собой поплавок (Зачем? Осталось непонятно).

Вода в Ручье разительно отличается цветом и чистотой от воды в Янцзы

При продвижении вверх по Ручью, ущелье становилось всё уже и уже

Пока не стало совсем непроходимым для наших лодок

На левом берегу Янцзы, чуть ниже по течению от города Ушань (Wushan), на отвесном горном склоне стоит интересная пагода

Недалеко ещё одна

Прямо у кромки воды, на берегу вырублен вход куда-то внутрь горы

Ещё несколько десятков километров в верх и за мостом открылась панорама на город Ушань (Wushan). Этот мост имеет собственное название — Ушань и является одним из крупнейших арочных мостов. Седьмой по длине среди всех арочных мостов в мире. Высота дорожного полотна моста над водой 130 метров

За поворотом реки открылся вид на восстановленную после Культурной Революции Белую пагоду в Фенцзе (Fengjie).

7-этажная пагода построена изначально в 904 году из кирпича и дерева. Согласно легенде, при рытье котлована под фундамент был обнаружена большая жемчужина, что изначально дало пагоде название «Пагода благодарения за умиротворенный блеск сокровищ». В 1534 году пагода подверглась удару молнии и сгорела, была отстроена заново в 1548 году на средства военного министра Чжан Цзина, ученого Гун Цина и других. Ее высота составила 45,35 метра. Башню покрыли снаружи белой штукатуркой и за ней закрепилось название «Белая пагода».

Чтобы попасть внутрь крепостной стены и выйти в город нужно подняться по монументальной лестнице

Внизу, у воды прямо на ступенях современные китаянки стирают бельё (не всё ещё в Китае hi-tech)

Вид с лестницы на крепостную стену и Белую Пагоду

Сразу за стеной поднявшихся встречает памятник китайским поэтам

И тут же начинается уличная торговля

Как и во всяком туристическом месте, местные художники рисуют и неплохо, прямо на улице

И даже здесь, по китайским меркам в деревне, в глуши, вот этот аппарат был на электрической тяге

Рядом с Фенцзе, на затопляемом полуострове расположена ещё одна известная пагода Ши Бао Цай (Shibaozhai). Одна из немногих более-менее сохранившихся в годы революции.

После возведения дамбы уровень воды в реке поднялся и нижнии уровни пагоды оказались под угрозой затопления. Для защиты памятника скала Ши Бао Цай была обнесена бетонной стеной.

Чтобы добраться до пагоды нужно пройти по раскачивающимуся подвесному мосту

Ши Бао Цай (буквально Каменная крепость) построенная в конце династии Мин (1368−1644) на северном берегу реки Янцзы, в 45 километрах от графства Чжун, города Чунцин, теперь является туристической достопримечательностью и национальным памятником культуры. Пагода известна своей уникальной формой и связанными с ней причудливыми легендами. 56-ти метровая, 12-ти этажная Ши Бао Цай — это крупнейшая колонная, деревянная конструкция в Китае, включённая в список «восьми наиболее странных сооружений в мире».

Легенда гласит, что этот отдельный огромный камень, высотой более 30 метров у реки Янцзы, был недостающим красочным камнем, когда богиня Нюйва (Nu Wa) сотворила небо. Отсюда и произошло название холма Ши Бао (сокровище) В конце династии Мин, когда сюда пришли восставшие крестьяне во главе с Тан Хонгом, они заняли холм и построили крепость под названием Крепость Ши Бао.

Чтобы подняться наверх нужно было преодолеть больше 100 ступеней. В 35 градусную жару и практически 100 процентной влажности — это оказалось хорошей потовыжималкой.

В пагоде находятся несколько скульптурных групп, а на вершине скалы — древний храм Ланруо Холл

Суда в ожидании туристов с берега для последнего перехода

Последний переход, после Ухани проходил уже по промышленным районам предместий Чунцина (Chongqing), которые растянулись на несколько сотен километров.

Чунцин — один из крупнейших городов не только Китая, но и мира. Может даже самый большой. Зависит от того, как считать. Численность его населения больше 34 миллионов человек. Правда и территория города несколько сотен километров в диаметре. Но управляется всё из одного места.

Один из крупнейших цементных заводов Китая под Чунцином, производящий цемент для строительства различных ГЭС на реке и грандиозного строительства в самом Чунцине. (Слишком много слов «крупнейший», но это часто верно, для современного Китая)

Бесчисленные суда, ждущие разгрузки/загрузки вдоль берегов

День закончился прощальным концертом на котором выступила интернациональная группа из туристок — «Девушки с Янцзы»

Рано утром следующего дня мы уже стояли у дебаркадера в самом центре Чунцина и первое, что увидели выйдя на балкон вот такое строение, оказавшееся местным оперным театром

Город расположен на холмах и в долинах на слиянии рек Цзялин и Янцзы

Невзирая на внушительный технический прогресс, разгрузка и погрузка в самом центре одного из самых быстрорастущих городов Китая происходила вот так

Ещё один крупнейший арочный мост — мост Чаотяньмэнь с самым длинным в мире пролётом. Общая длина моста — 1.7 км

Большинство небоскребов появились тут за последние 10 лет

Старые здания пока ещё есть, но их активно сносят, на это место придут новые небоскребы

Крутые развязки и хайтек впечатляют. Железная дорога проходит прямо внутри домов. На наших глазах зелёный поезд скрылся в глубине дома

Вдоль набережной тянется череда зданий выстроенных по традиционным китайским мотивам и современный high-rise, оказавшихся большим торговым моллом

Стрит-арт

Сценическая площадка на базарной площади

К сожалению, большую часть дня на улице лил дождь и нам пришлось искать различные укрытия при перемещениях по городу. Как например это в здании рынка

Во время китайско-японской войны 1937−45 годов в Чунцине находилась столица Китая и командование войск союзников в его поддержку. Есть даже небольшой, но всё-таки музей, где стоит бюст американского генерала Жозефа Стилвела, командовавшего союзниками

И немного техники тех времён

Во время всей нашей более чем двухнедельной поездки по Китаю, я честно пытался найти какие-нибудь остатки или знаки бывшей «нерушимой дружбы китайского и советского народов».

И знаете что это оказалось, никогда бы не догадался — хрущёвские пятиэтажки!

Кварталы хрущёвок в Чунцине, Шанхае, Пекине, Ичане, Сиане… Да во всех городах которые мы посетили. И их уже сносят, но пока ещё встречаются.

Единственный повстречавшийся человек немного знающий русский язык оказался вот этот пенсионер практикующийся в написании иероглифов водой на асфальте в парке, в Сиане, что является очень популярной забавой в Китае

А так, везде вот такая реклама

Вся встреченная молодёжь целиком ориентирована на запад. Даже если не знает никакого языка кроме китайского, в одежде, в приоритетах, в манерах держаться сквозит западная направленность. Но кажется ещё остаётся китайское трудолюбие :). Мы, правда, были только в городах и я не имею никакого мнения, что происходит в Китае на селе.

Из общения с китайцами до 35−40 лет, возраст китайцев с которыми мы больше всего общались в этой поездке, очевиден конфликт поколений. При всяком разговоре за жизнь или объяснении чего-либо, они обязательно произносили — «но у старшего поколения не так». Например, когда объясняли, как покупать билеты в очереди в кассу, говорили: «Если не толкаться плечами, то вы никогда не подойдёте к окошку кассы потому, что в очереди, в основном пожилые люди и у них старые привычки».

Ну, если уж коснулся старшего поколения, то я, как уже несколько лет российский пенсионер, был уверен, что в Китае нет пенсионной системы. Оказалось и это не так. Нет пенсий для всех, но у государственных служащих и у работников крупных компаний пенсия есть. И не такая уж маленькая. Из разговора с одной из наших экскурсоводов я узнал, что пенсия её мамы учительницы математики сельской школы в Манчжурии, на границе с Россией $640 в месяц, а её тестя, бывшего партаппаратчика в Пекине — $2200. И при этом в Китае закреплено законом, что дети должны содержать не работающих родителей.

Ну и чтобы не заканчивать на такой минорной ноте, после этой поездки у меня появилась уверенность, что китайцев не надо бояться. Они не пытаются никого завоёвывать, они впитывают в себя западную цивилизацию. (Это моё личное мнение, которое может не совпадать с мнением автора :))

Я думаю, что мы ещё съездим в Китай, уж очень быстро там всё меняется.

Ночной Шанхай

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! ;)

Опрос

Что удивило больше?

Добавьте Myslo.ru в список ваших источников Яндекс.новости
Автор: VKup
12 февраля 2019, в 14:00 +18

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!

Бакла. Крым
Бакла. Крым
Объединенные Арабские Эмираты
Объединенные Арабские Эмираты