Про эти Араповские пещеры давно знал, но не было возможности их посетить. Араповские пещеры расположены в Тульской области в Новомосковском районе вблизи деревни Тетяковка на левом берегу одноименной реки. Дороги нормальной в тех местах нет, общественный транспорт не ходит.
Прежде всего рассчитал свой маршрут поездки по карте, так как решил добраться до пещер на велосипеде. Так как в пещерах темно, то приобрел для их посещения налобный фонарь.
Выехал из гаража в Кимовске на горном велосипеде в 14:53. Погода стояла отличная, было солнечно и градусов 20. Ветерок был, но не сильный. Чтобы не проезжать в городе через горку, решил проехать через деревню Алексеевка и выехать за деревней на трассу на Москву. До деревни дорога асфальтовая хорошая, а вот за деревней до трассы на Сокольники через сады дорога в ямах (правда ямы небольшие). Далее на дороге на Сокольники асфальт норм. А трассу на Москву всегда содержат в приличном состоянии.
Через полчаса своей поездки проехал деревню Дудкино. Переехав мост через речку Марковка, пришлось попотеть в гору. Хорошо, что на горном велосипеде есть несколько звездочек. По этому переключая цепь на центральную звездочки по меньше, относительно нормально взобрался в гору.
За деревней Дудкино пересек границу районов.
Снимал смартфоном прямо на ходу. Побоялся в поездку брать камеру, так как не хотелось ее повредить.
Далее проехал через деревню Пустоши.
Через час поездки еду у перекрестка с дорогой на Новомосковск.
На перекрестке свернул на проселок через поля. Решил сократить путь, чтобы не делать крюк через деревню Березовка.
По неукатанной колеи через поля поездка несколько выматывает (довольно сильно трясет велосипед).
С проселка выбрался на дорогу с твердым покрытием.
С дороги у какого то склада свернул на проселок в сторону реки Тетяковка. Это была моя ошибка, так как подъехав к реке, не обнаружил переправы.
Неширокая река Тетяковка, но переправиться с велосипедом на другую сторону сложно.
Можно было раздеться по пояс, взять одежду и велосипед в руки и перейти неглубокую речку. Но высоко поднять велик, не замочив звездочки, не удастся. А потом вода довольно холодная в реке. По этому вернулся к дороге у склада, благо отъехал от нее на расстояние в 800 метров. Возле какого то дома в деревне Тетяковка спросил про мост через речку. То ли человек (тюрского происхождения) был неместный, то ли недавно поселился в деревне, не смог сказать, где находится мост через реку. Но проехав немного по дороге, обнаружил указатель на деревню Тетяковка. С этой стороны дорога в деревню была посыпана мелкой щебенкой.
Спуск к реке по щебенке, как то тоже некомфортно для поездки на велосипеде.
А вот и переправа через реку. Это насыпь, под насыпью скрыта труба по которой идет сток. Спускался к реке притормаживая, боялся наехать на какой нибудь большой камень (или ямку) на скорости.
Снял несколько видов самой деревни Тетковки:
В гору по щебенке тоже крутить педали тот еще труд.
На бугре за речкой обнаружил крест. Понял, почему он здесь стоит. За ним где деревья скрыто деревенское кладбище.
Щебень заканчивается у кладбища. Далее свернул мимо кладбища на еле видимою колею на луговине и проехал по ней до первого оврага.
Конечно, можно было поехать по накатанной колее через поля, огибая все овраги у реки. Но это по километрам довольно хороший крюк до пещер.
Вот эта еле заметная на лугу колея.
Вид в сторону реки Тетяковка с бугра (кручи).
Колея заканчивается. Слезаю с велосипеда и иду пешком.
Первый довольно широкий овраг (балка), который пришлось преодолевать пешком с велосипедом.
На самом ручье заметил запруду.
Перебрался осторожно с велосипедом по нерукотворной дамбе через ручей. Судя по веткам это была хатка бобра (ов).
Взобравшись на бугор, сфотографировал реку. Неужели на реке есть еще дамба? Решил исследовать это место на обратном пути.
Перебрался через вторую балку. Балка оказалась сухой.
С этого бугра снова сфотографировал долину реки.
Вот здесь на этом бугре заметил колею. И сел на велосипед. Прошел пешком через балки в общей сложности чуть больше километра. Уже вдалеке заметил на круче стенд и подъехавшую к нему машину. Ага! Значит скоро приеду. Немного покрутив педали, действительно приехал к нужному месту.
Информационный стенд рядом с пещерами.
Вид на долину реки рядом с пещерами.
Вид с кручи на тропинку к пещерам (слева на фото) и вход в пещеры (рядом с деревьями).
Спускаюсь по тропинке ко входу в пещеры.
Можно заметить на склоне выходы известняков.
Спуск по тропинке короткий. Вот здесь у деревьев вход в пещеры.
Сам лаз низкий. По началу пришлось лезть в него на четвереньках.
За тем проход становится выше, что можно ходить не сгибаясь. Видно, что пещеры рукотворные, прокопаны в толстом слое глины. Своды прочные. расстояние от поверхности до сводов где то от 3-х метров в глубину. Проходов немало, в одном из интернет источников, говорилось об общей длине в 200 метров. Были и другие входы, но они завалены. Вход только один остался.
Хорошо, что взял фонарь. В пещерах темно дальше от входа. А вот те кто приехал на машине, молодая пара, не озаботились взять фонарик. По считали, что он не нужен будет, так как насмотрелись в интернете фотографий (на которых проходы освещены свечами).
Ветер в пещерах отсутствует, поэтому здесь спокойно можно ходить со свечками. Приезжие туристы либо ходили в след за мной по проходам, либо использовали фонарики встроенные в смартфонах (но они только в метре высвечивают пространство).
Видео из пещер:
Сделал несколько кругов по проходам. Углубляться сильно не стал. В одном месте глина на полу была сырой, не стал проходить вперед. После такой прогулки по сырой глине, обувь не захочешь очищать.
Кстати, хотя был в куртке, а случайные туристы в майках, по моим ощущениям в пещерах +12-+13 градусов.
Еще несколько фото из пещер:
Побродив по пещерам, вышел наружу.
Мой маршрут по проходам пещер на схеме.
Через минуту выбрались из пещер туристы. Выяснили меж собой кто откуда в пещеры приехал. Как оказалось, молодая пара на машине приехала из Нижнего Новгорода.
Пожелал туристам удачи, отправился в обратный путь. Снова по колее немного проехал в обратную сторону. Далее спустился пешком к реке в том место, где предполагал, что есть дамба.
Дамбу на реке не обнаружил. Оптический обман, это лишь был скрытый холмом поворот реки.
Пришлось снова перебираться пешком через балки к следующей колее ведущей к кладбищу. Несколько под устал подниматься по косогорам с велосипедом.
А вот ручей в последней балке перед кладбищем пересек в другом месте (не по боровой дамбе). Заметил камень на ручье, по нему и перешел на другой берег.
Снова поднялся на холм и через несколько десятков метров, сел на велосипед.
При подъезде к кладбищу сфотографировал поле.
Далее у кладбища по щебню спустился к реке. Проехав дамбу, пришлось в гору идти пешком, сил не было крутить педали. Все силы ушли на подъемы на кручи. Даже порой кровь в висках стучала на очередном подъеме. Пришлось остановится постоять несколько минут, чтобы давление кровяное пришло в норму.
С щебенки выехал на дорогу. Только по ней решил ехать в другую сторону, в сторону деревни Березовка. Дорога ровна, асфальт свежий. Неохота было трястись снова по грунтовки через поле.
Через 2,5 километра моего движения по дороге, въезжаю в деревню Березовка.
Еще с километр проехал по деревне и выехал на московскую трассу. От этого места до Кимовска по трассе остается проехать 13 километров.
До деревне Дудкино серьезных подъемов и спусков нет, только без особого напряжения крути педали на велосипеде. Даже особо не ускорялся, ехал со скоростью в 15 км/ч.
Подъезжаю к перекрестку, где дорога уходит на Новомосковск. Вот на том перекрестке свернул на проселок, который вел через поля в сторону Тетяковке. То есть через Березовку сделал крюк в 4 километра. А через поле по проселку от перекрестка до съезда в деревню Тетяковка всего 3 километра. То есть по проселку сэкономил на путь километр. За то по асфальту велосипед не трясет, поездка получается более комфортная.
Снова пересек границу районов. Теперь только в другую сторону.
В Дудкино спустился с горы легко, а вот сил на подъем не хватило. Пришлось слезть с велосипеда и несколько метров идти пешком.
В деревне сфотографировал школу, в которой когда то после окончания техникума преподавал информатику в старших классах. Ностальгия.
Возле школы на дороге сделали лежащих полицейских и установили ограждения. Ранее такого не было (ни ограждений, ни лежачих полицейских).
Через 35 минут после остановки у школы в 19.30 приехал в Кимовске в гараж. Чтобы обогнуть горку в Кимовске, пришлось проехать через новый микрорайон по улице Мелихова.
В общей сложности преодолел во время своего путешествия 46 километров за 4,5 часа (вместе со временем посещения пещер). Уставший, но довольный пришел домой.