Привет всем киноманам и просто хорошим людям, читающим этот блог! :) Часто ли в своей жизни вы сталкиваетесь с единством и борьбой противоположностей? Признаюсь честно, писать рецензии и отзывы я очень не люблю. Но при этом я настолько обожаю творчество Довлатова, что без «разбора полётов» просто не обойтись. Проникся его произведениями я не сразу – кое-как осиленная в 16 лет «Зона» была безоговорочно признана чересчур депрессивным чтивом и первый том полного собрания сочинений отправился на верхнюю полку шкафа. Теперь, почти восемь лет спустя, Довлатов у меня стоит на самом краю нижней полки – чтобы не надо было далеко лезть и греметь стульями по ночам. Поэтому обойти вниманием фильм об этом человеке я просто не мог.
Первое, что меня поразило ещё в фойе кинотеатра – это зрители. В зале собрались и почтенные пожилые бабушки – цвет советской интеллигенции, и люди средних лет, и студенты-гуманитарии с томиком автора под мышкой, и многочисленные представители субкультуры «винишко-тян» (при винишке, естественно).
И для каждого из них Довлатов – особенный. Для первых и вторых это что-то глубоко ностальгическое, личное и сокровенное, в чём-то даже интимное. Для молодёжи – один из «модных» в начале 21 века писателей, бунтарь, гений и столп отечественной литературы. Но и для тех, и для других, Сергей Донатович остаётся тем самым собеседником, с которым после шумной пьянки в компании малознакомых людей вы под утро остаётесь вдвоём на тесной кухне, и в клубах сизого сигаретного дыма несвязно, но очень глубокомысленно рассуждаете о жизни и смерти, литературе и быте, героях и негодяях.
Что касается фильма – увы, но минусов я для себя насчитал больше, чем плюсов. Фильм снят не для широкого зрителя – это стало ясно после анонса суперкороткого четырёхдневного показа. Это кино – для поклонников и современников, для тех, кто читал и читает. Если вы не читали Довлатова (причём полностью) – это кино вызовет у вас много неоднозначных вопросов. Для стороннего зрителя писатель выглядит неудачником, который пытается скрыться от бытовых и семейных проблем в коридорах тёмных коммуналок, пьянствуя с такими же непризнанными гениями. Не очень приглядная картина. И только те, кто знаком с биографией автора, с его произведениями, смогут понять, как на самом деле чувствовал себя Сергей Донатович в те неопределённые, смутные дни – когда друзья уезжали, редактора отворачивались, а мать и жена смотрели на него с немым укором. Единственным светлым пятном для него оставалась дочка, для которой он на протяжении всего фильма искал заграничную куклу…
Несмотря на это, в фильме действительно хорошо передан довлатовский дух – дух мучительных сомнений, разочарований, поиска себя и той самой «улыбки разума», в торжество которой до конца жизни верил автор.
Исполнитель главной роли – сербский актёр Милан Марич, очень похож на молодого Довлатова. Возможно, именно поэтому в фильме до неприличия много крупноплановых сцен. За счёт внешнего сходства его игра получилась очень естественной. Участие раскрученных звёзд отечественного кинематографа – Данилы Козловского, Светланы Ходченковой, Елены Лядовой – было, вероятно, данью уважения артистов к писателю, нежели просчитанным сценарным ходом. Их персонажи ничем особенным не запомнились. За исключением, возможно, Давида (Козловского), погибающего ближе к концу картины, но – не будем о грустном. Бродский тоже получился каким-то блеклым, невыразительным. Как ни парадоксально, но всё это играет в пользу творчества самого Довлатова – ведь он сам говорил, что в его повествованиях «нет демонов и праведников нет». Выводы делает читатель – в данном случае, зритель. И, наверное, это то, чего хотел бы настоящий Довлатов.