1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Ностальгия
  5. Первый троллейбус: как в Туле 60 лет назад появился новый вид городского транспорта - MySlo.ru
Первый троллейбус: как в Туле 60 лет назад появился новый вид городского транспорта
Фото из архива автора.

Первый троллейбус: как в Туле 60 лет назад появился новый вид городского транспорта

В октябре 1962 года Тула обзавелась рогатым чудом – в городе наконец-то была открыта троллейбусная линия. 

Необычные пока еще машины начали перевозить пассажиров по центральным магистралям города. Таким образом, тульскому троллейбусу исполняется сейчас 60 лет!
 

Провода вместо рельсов

В Москве троллейбус запустили еще в 1933 году. Назывались эти машины ЛК-1 – в честь Лазаря Кагановича. Хотели сначала купить немецкие машины, но потом, как всегда, решили сэкономить валюту и дали указание освоить выпуск троллейбусов своим заводам, но по американским чертежам.
 
Интересно, что фантазия отечественных конструкторов в то время бежала далеко вперед. В 1936 году тульский «Коммунар» сообщил о том, что уже практически готов отечественный двухъярусный троллейбус длиной 10,5 метра и рассчитанный на 92 сидячих места и 8 стоячих. Предполагалось, что чудо-машина даже в часы пик не будет набиваться до отказа. Создатели этой машины отмечали низкую посадку и отсутствие входной платформы, благодаря чему удалось соорудить второй ярус. Широкая дверь пропускала одновременно трех человек. Дверь и лестница были посередине машины.
 
Двухъярусный троллейбус так и не прижился. Зато сам этот вид транспорта оказался невероятно популярным в народе. О нем снимали фильмы – «Первый троллейбус» Одесской киностудии, о нем слагали песни – «Синий троллейбус» Булата Окуджавы и «Последний троллейбус» ВИА «Лейся, песня».
 
Туле радости прокатиться на троллейбусе пришлось ждать еще почти 30 лет – до 1962 года. И все эти годы единственным нашим электрическим видом транспорта оставался трудяга-трамвай.
 
Чтобы проложить троллейбусный маршрут по тогда еще улице Коммунаров, рельсы с нее перенесли на параллельную улицу – Фридриха Энгельса. Делалось это поэтапно. До 5 августа 1962 года трамвай еще привычно тарахтел по Коммунаров, а уже с пятого числа начал осваивать движение по Энгельса. На главную улицу города в этот день вышли бригады убирать ненужные уже рельсы.
 
Уборка трамвайных путей с ул. Коммунаров.
После того, как Коммунаров освободилась от ига трамваев, улица моментально распрямила плечи и стала именоваться проспектом – Ленина, разумеется. В 1973 году с мостовых улицы Красноармейской убрали рельсы, перенеся их на Коминтерна, и она тут же выросла в статусе, став Красноармейским проспектом.
 
Монтаж троллейбусной линии на ул. Коммунаров.
Пятого октября 1962 года была включена новая тягловая электроподстанция №6, а 11 октября она дала постоянный ток в контактную сеть троллейбуса. В этот же день было произведено пробное движение двух троллейбусов – пока на дорогах троллейбусного депо.
 
На следующий день троллейбус впервые выехал под изучающими взглядами горожан. Он пробежался туда-сюда по улице Октябрьской.
На лобовом стекле машины была выставлена табличка: «Обкатка».   
 
Водитель-наставник первого тульского троллейбуса А. Васин.
И потом пробные рейсы стали проходить ежедневно – надо было на ходу отладить машины, контактную сеть, проследить работу приборов на сложных машинах, которыми управляли молодые водители. Их на новые маршруты отбирали по конкурсу. Предпочтение отдавали тем, кто имел большой опыт работы на грузовых автомобилях и высокую классность. Из 157 кандидатов отобрали лишь 27 человек. После принятия в штат новичков отправляли на обучение в Рязань, где имели свой троллейбус с 1949 года.
 
21 октября была смонтирована контактная сеть, построена и смонтирована тяговая электростанция на ул. Октябрьской, линейная станция в пос. Куруловка – нынешняя станция Северная. Обустраивались дороги по улицам Октябрьской и Луначарского.
 
Одновременно быстрыми темпами заканчивалось строительство троллейбусного депо, реконструировался железобетонный мост через канал реки Упы.
 

Счастливого пути!

– В Туле уже получены 12 новых троллейбусов, – бодро рапортовали газеты. – А в скором времени их будет 15. И вот, наконец, торжественный момент настал!
 
«Вчера в два часа дня на площадке троллейбусного депо собрались люди. И те, кто строил многочисленные объекты троллейбусной линии. И те, кто принял у них эстафету, и представители партийных, советских и хозяйственных организаций, – живописал корреспондент «Коммунара» 4 ноября 1962 года. – У всех прекрасное настроение. Начинается митинг. В выступлениях главного инженера горкомхоза тов. Золотарева, бригадира передовой бригады электромонтажников тов. Степанова, главного инженера проектного института тов. Воронцова и других звучит гордость за подарок, преподнесенный тулякам накануне 45-летия Октября.
 
Многие организации участвовали в строительстве троллейбуса: бригады из трестов «Тулашахтстрой», «Шахтостроймонтаж», «Шахтострой», специалисты из московской наладочной конторы. Им активно помогал совнархоз, приславший нужное оборудование, конструкции поступали со многих заводов».
 
Секретарь тульского горкома КПСС Ардалеон Малыгин поблагодарил коллектив за замечательный подарок – пуск первой очереди троллейбуса. Затем заместитель председателя горисполкома Борисов разрезал ленточку. Под аплодисменты красавец-троллейбус выехал из ворот. За рулем машины был Алексей Федорович Васин, а первыми пассажирами стали участники митинга.
 
Троллейбус плавно пошел по улице Луначарского, на которой уже разместили таблички с указанием остановок. Встречные прохожие приветственно махали руками. Затем машина повернула на Октябрьскую улицу и проследовала до площади Челюскинцев, где было оборудовано поворотное кольцо.
 
Разворотное кольцо на пл. Челюскинцев.
Таким образом, движение троллейбусов в Туле было открыто, но еще в сильно усеченном виде. Пока работали два маршрута: депо – площадь Челюскинцев и обратно и площадь Челюскинцев – поселок Куруловка. Общая протяженность линий составляла около восьми километров. Троллейбус ходил примерно в те же часы, что и трамвай, то есть так, чтобы людям было удобно ехать на завод в первую смену и успеть вернуться домой после второй смены.
 
«Работники управления, которое теперь называется трамвайно-троллейбусным, приглашают туляков: пожалуйста, троллейбус к вашим услугам. А мы говорим им: счастливого пути!», – восторженно писал «Коммунар».
 
Первыми тульскими троллейбусами стали машины последнего выпуска марки ЗиУ-5, изготовленные в городе Энгельсе Саратовской области. ЗиУ – это завод имени Урицкого, отсюда и название. Салон с мягкими сиденьями вмещал до 120 человек, он отапливался.
 
Практически все советские троллейбусные парки того времени были укомплектованы этой маркой, серийный выпуск которой начался в 1959 году. В Туле она честно прослужила аж до 1981 года, хотя и с переменным успехом. Надежностью чудо саратовской техники не отличалось. Например, в 1965 году по одной и той же причине – износ шестерен редуктора заднего моста – одновременно вышла из строя большая часть машин. На улицы города могли выйти лишь единицы троллейбусов.
Ровно через год, 4 ноября 1963 года, был открыт третий маршрут троллейбуса – от площади Челюскинцев до Южной площади, нынешней площади Победы.
«Оживление на площади Челюскинцев, – вновь живописал «Коммунар» 5 ноября 1963 года. – Состоялось открытие третьего троллейбусного маршрута. От площади Челюскинцев по ул. Менделеевской и по пр. Ленина выстроились в ряд готовые к отправлению десятки комфортабельных троллейбусов. Идут последние приготовления. Водители машин протирают и без того чистые смотровые стекла, водружаются красные флажки, заняли свои места первые пассажиры. Ровно в 10 часов трогается первый троллейбус, который уверенно ведет начальник маршрута Алексей Федорович Васин. Собравшиеся на площади Челюскинцев люди приветственно машут руками: «Счастливого пути!».
 
Салон троллейбуса. 1960-е гг.
Постепенно набирая скорость, троллейбус плавно идет вверх по широкому проспекту Ленина. Протяженность новой троллейбусной линии в обоих направлениях – 8,5 километра. Время пробега – 40 минут. Тулякам не придется долго стоять в ожидании троллейбусов: они будут ходить через каждые четыре минуты. В дальнейшем интервалы будут сокращены за счет повышения скорости движения и увеличения количества машин».
 
Как водится, приветственное слово перед тем, как отправить в путь первую машину, сказал начальник трамвайно-троллейбусного управления
И. А. Ефимов:
 
– Прошел год, как в Туле было положено начало троллейбусному движению, и вот открыт третий маршрут: площадь Челюскинцев – Южная площадь. За это время увеличился подвижной состав. Если в прошлом году в депо насчитывалось 15 машин, то сейчас на линиях курсируют 25. В скором времени организуется сквозное движение первого маршрута, который соединит поселок Куруловка с Южной площадью Тулы.  А следующая очередь – открытие маршрута по улице Первомайской в сторону Московского вокзала и от вокзала по ул. Мосина, ул. Советской и ул. Металлистов.
 

«Детский» и «Тулячок»

К ноябрю 1966 года в южной части Тулы троллейбусная линия была продлена от площади Победы до нынешней станции Южной на Зеленстрое. 3 декабря 1966 года открыта новая ветка по улице Первомайской маршрута №4 до ДК железнодорожников. На маршрут №4 было выпущено восемь троллейбусов с интервалом движения 5 минут.
 
В 1969 году троллейбусную линию провели по улице Дм. Ульянова до Московского вокзала, а также по улицам Болдина, Макаренко и 9 Мая. Таким образом, замкнулось троллейбусное кольцо в южной части города. После чего был запущен маршрут №5 с Зеленстроя на Московский вокзал.
В мае 1974 года троллейбусы начали ходить по Красноармейскому проспекту, было сделано ответвление в аэропорт на севере города. Появился шестой маршрут – от аэропорта до Московского вокзала.
В 1980 году была проложена линия по улице Пузакова до Малых Гончаров.
Из-за нового Дома советов потеряло свое значение и разворотное кольцо на площади Челюскинцев. Хотя еще в 1982 году на Челюскинцев заворачивал возобновленный третий маршрут от Малых Гончаров. Но, в конце концов, и его прикрыли за невостребованностью. Так что троллейбусное движение осталось в рамках поныне действующих направлений, к которым уже в новом веке присоединилось на некоторое время долгожданное направление в сторону Чулково.
В 1987-м троллейбусы оборудовали рацией. Раньше для передачи оперативных сообщений пользовались телефоном.
В 1982 году появилась новинка – два детских троллейбуса, которые ходили по самому популярному первому маршруту. В часы пик на них разрешалось ездить только родителям с детьми и пенсионерам. На борту машины так и было написано: «Детский».
 
В 1987 году появилась суперновинка – троллейбус «Тулячок». За полтора рубля на нем можно было прокатиться от площади Челюскинцев до площади Победы и обратно, послушать экскурсию, угоститься мороженым, пирожным и соками.
 
Символично, что за рулем первой машины сидела настоящая тетя Валя, как в популярной передаче «В гостях у сказки», – водитель Валентина Дворянчикова. Салон был оборудован маленькими деревянными столиками, скамеечками с резными спинками, на полу лежал ковер-самолет. Идею «Тулячка» туляки переняли в Кишиневе.
 
Троллейбус «Тулячок».
К сожалению, идея не прижилась. Сначала ее посчитал нерентабельной Зареченский райпищеторг. Потом отказались и транспортники. «Тулячка» продали коммерсантам, и из его окошек торговали водкой вблизи Московского вокзала. Потом торговлю запретили, и троллейбус стоял бесхозным.
 
У него побили стекла, салон превратили в бесплатный общественный туалет. Когда машина окончательно вмерзла в сугроб, ее пытались сдвинуть с места автокраном, но только оторвали кабину от остального корпуса. Откатили немного в сторону и бросили умирать вблизи дома №50 по Красноармейскому проспекту.
 
А троллейбусное движение в Туле живет и поныне! 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

26 октября 2022, в 17:30 +32
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Какие гаджеты были у детей на закате СССР
Какие гаджеты были у детей на закате СССР
В 80-х улицу Первомайскую хотели продлить через Всехсвятское кладбище
В 80-х улицу Первомайскую хотели продлить через Всехсвятское кладбище