Тульский короткий метр: «Слова», «Сетевой маньяк» и «МинусПлюс»

Тульский короткий метр: «Слова», «Сетевой маньяк» и «МинусПлюс»

Посмотрели три тульских короткометражки 2015 года, прихватив с собой ведро скептицизма и пол-литровый стакан сарказма.

Накануне главного фестиваля короткого метра «Шорты» (церемония награждения пройдет 8 ноября) мы решили посмотреть, что свеженького сняли тульские режиссеры. Выбор пал на короткометражки «Слова», «Сетевой маньяк» и «МинусПлюс» — все три уж слишком бодро разошлись по тульским соцсетям. Экспертом (и критиком) выступил наш корреспондент Константин Игнатущенко, «главный по кино». Ему и слово.

Тульское кино, возможно, к удивлению многих читателей, явление вполне себе реальное и живое, а тульские кинематографисты периодически умудряются что-то снимать, правда, в основном, короткометражки. Они понятно, полный метр — дело дорогое. Впрочем, думать, что короткометражные фильмы нечто несерьезное и незначительное было бы заблуждением — они не только всегда служили стартом в карьере почти любого режиссера, но иные из них и по сей день считаются важнейшими достижениями киноискусства (скажем, «Андалузский Пес» Луиса Бунюэля 1929 года) или, фактически, целиком составляли фильмографию иных авторов, нисколько при этом не умоляя их величия (чешский режиссер Ян Шванкмайер, например, двадцать пять лет снимал в формате короткого метра, прежде чем перейти к полнометражному кино, и уже на тот момент считался одним из важнейших режиссеров в истории чешского кино).

Однако от увиденных трех картин, которые по времени и месту действия тулякам намного более близки, чем вышеупомянутые примеры, появляется четкое понимание того, что перспективы развития регионального кинематографа в России очень туманны.

Хочется забыться в объятиях чего-нибудь очень простого, красивого, располагающего к себе и произведенного за океаном в славном городе ангелов…

Но обо всем по порядку.

Три короткометражки «Слова», «Сетевой маньяк» и «МинусПлюс» объединяют две фигуры: продюсера Дениса Якушина и оператора Никиты Колядова. Оба приложили руку ко всем трем проектам. Но главным сходством, конечно же, является почти абсолютная несмотрибельность этих произведений. Если вы в состоянии посмотреть все три ленты подряд без длительных перерывов при этом не впав в состояние острого экзистенциального кризиса и эстетической комы, то можно смело утверждать, что у вас действительно крепкая психика. Впрочем, лучше не рисковать.

 

Фильм «Слова», срежиссированный Романом Печниковым начинается неплохо — Тула, запечатленная в жанре городской симфонии.

Но как только ночные урбанистические пейзажи сменяются рестораном, где происходит диалог пары на свидании, все надежды на приличное кино рушатся с первыми репликами. Он и Она в исполнении А. Пуденкова и А. Шантариной играют настолько же убедительно как актеры на первой репетиции детского утренника. Возможно, их оправдывает невменяемость самого текста с обилием высокопарных сентенций, поданных с эмоциональностью Google-переводчика.

Рассуждения на тему природы любви, ее границ и личной свободы настолько невыносимо претенциозны и поверхностны, что куда интереснее не слушать их, а задаться вопросом: а почему главная героиня утверждает, что она любит вишневый пирог? Неужели отсылка к «Твин Пиксу»? Нет, кроме шуток, это действительно интереснее, а главное безопаснее для собственного здоровья, чем пытаться проникнуться «философией» картины.

Изюминка сюжета в том, что пока парень залихватски рассуждает о высоких материях, сетуя на то, что никогда не любил и изображая из себя трагическую фигуру лишнего человека, параллельно показывается драматичная история его прошлых отношений, в которых он не по-джентельменски обошелся с девушкой. Если кто-то предполагает, что логически это как-то развивается и сюжет к чему-то приводит, то кто-то ошибается. То есть, по задумке, должен остро ощущаться контраст между словами и реальными действиями, но его нет, ибо уровень бессмысленности зашкаливает и там, и там одинаково. К счастью, довольно быстро и главному герою, и сценаристу это все надоедает.

Он встает, протягивает Ей руку и призывает: «Давай уйдем отсюда»… А все могло бы быть намного лучше, если бы это фраза прозвучала в их диалоге первой и, соответственно, последней.

 

«МинусПлюс» Александра Картавого, в целом, немногим лучше. Стоит отметить, что явно заметна попытка разнообразить повествование интересными кадрами, придумать или, скорее, позаимствовать какое-нибудь изящное операторское решение.

Но удается это далеко не всегда. А вот что не удается вообще, так это снова сценарий. Таким диалогам и игре не то что Станиславский, ими даже Уве Болл («Бладрейн», «Дом мертвых») или Сарик Андреасян («Служебный роман: Наше время», «Мамы») бы побрезговали. Структура сценария тоже, мягко говоря не блещет. Чувствуется рука опытного Михаила Канаева, который участвовал в том числе и как сценарист в этом проекте. Сложно судить, но быть может, холодная, манекенная безжизненность персонажей — это авторский стиль? Такая «новая греческая волна» на тульский лад?

Главный герой (Денис Якушин) испытывает тягу кого-нибудь, предпочтительно женского пола, придушить. Недолго думая, он пытается воплотить мечты в явь и убить свою подругу, но в невероятно четко поставленной и смонтированной сцене (это сарказм) она сбегает. На свое счастье он встречает девушку с суицидальными наклонностями (Вероника Сазонова), которая принимает его предложение о «помощи».

В это время местный телеканал передает новость о маньяке-неудачнике, который уже пытался задушить пять жертв, но так и не сдюжил. Надо отдать должное создателям, бесконечная нелепость и чувство абсолютной безысходности, всегда просвечивающие в региональном телевидении, переданы пугающе правдоподобно. А маньяка становится действительно жалко, потому что он опять не смог.

И, казалось бы, может это шутка такая, о связи импотенции и насилия, просто очень плохо рассказанная? Но нет, герои решают после этого «потрахаться», после чего в обоих незамедлительно просыпается жизнелюбие. Зритель же, вероятнее всего, найдет себя опустошенным и грустным, то бишь недалеко от посткоитальной депрессии.

 

На этом фоне меньше всего хочется ругать «Сетевого маньяка» Ильи Ростовцева. И актеры играют, как могут, конечно, но играют, и телевизионный репортаж напоминает репортаж, а не цирк-шапито, и персонажи разговаривают, не вызывая когнитивных диссонансов.

Это, конечно, не касается А. Пуденкова, который засветился во всех трех работах и показал стабильный недосягаемо невыносимый уровень актерского мастерства. Но в общем, история девушки (Анастасия Сонина, продублированная Светланой Афанасьевой), ставшей жертвой интернет-маньяка, выслеживающего своих жертв через социальные сети, и двух полицейских (Илья Ростовцев и Сергей Лавренов) ее в конечном счете спасающих, смотрится заметно выгоднее двух остальных.

Впрочем, и тут не обошлось без некоторых шедевральных моментов. Фраза «девушка пришла, говорит, что там маньяки» из уст одного из полицейских невольно заставляет вспомнить «Очень страшное кино». Экшен-сцена, которая так же убедительна, как в фильмах столетней давности. Примерно так:

 

Мотивация маньяка, «продуманная» до мелочей, а именно, звучащая как «меня никто не любил». И финальный твист. Но все-таки желания немедленно стать последователем буддийской концепции недеяния и заклеить себе глаза с ушами, дабы не видеть и не слышать зла, как это происходит во время просмотра «Слов» и «МинусПлюса», не возникает. И на том, как говорится, спасибо.

 

По итогам можно заключить одно — если хочется кинематографа, то надо идти в кино. А если же хочется протестировать свою стрессоустойчивость и исследовать в новые глубины этого искусства, - добро пожаловать, тульские короткометражки ждут.

Автор: Константин Игнатущенко, 6 ноября 2015, в 14:30 +11
Актриса Анна Большова: Играть Кончиту в «Юноне и Авось» – счастье!
Актриса Анна Большова: Играть Кончиту в «Юноне и Авось» – счастье!
Урологи и проктологи: Ответы на распространённые вопросы
Урологи и проктологи: Ответы на распространённые вопросы