1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Знай наших!
  5. Рекордная экспедиция: мотоциклист из Тулы проехал по зимникам Арктики 2,5 тыс. км – Фотогалерея, фото 1 - MySlo.ru
  6. Рекордная экспедиция: мотоциклист из Тулы проехал по зимникам Арктики 2,5 тыс. км – Фотогалерея, фото 1 - MySlo.ru
  7. Рекордная экспедиция: мотоциклист из Тулы проехал по зимникам Арктики 2,5 тыс. км – Фотогалерея, фото 1 - MySlo.ru
Фото из архива Сергея Редчица.

Рекордная экспедиция: мотоциклист из Тулы проехал по зимникам Арктики 2,5 тыс. км

«Нам сказали, что это невозможно. Звучало, как вызов, поэтому и решили отправиться в экспедицию на мотоциклах за Полярный круг», — так рассказал Myslo туляк Сергей Редчиц.

Команда «РусАрктикТрэвел» — Сергей Редчиц (Тула) и Владимир Киреев (Владимирская область) меньше чем за две недели проехали по маршруту Тюмень — Воркута на мотоциклах. И это была не только мечта, но и уверенная заявка на регистрацию в Книге рекордов России. Таким маршрутом зимой на двухколесном транспорте за столь короткий срок не ездил еще никто.

Экспедиция за мечтой

— Я езжу на мотоцикле давно и далеко. Сначала было просто интересно — ветер в лицо и далее по тексту. Начинал с ИЖаков. На них дорогу из Тулы в Москву уже можно было считать кругосветкой: долго, сложно; постоянно что-то ломается, — рассказывает Сергей.

Когда появился нормальный мотоцикл, стало интересно ездить далеко. В 2012 году, попав в Заполярье в пос. Рыбачий, я понял, что это то место, где мне нравится. Это мое место силы и мой мир! Я очень хорошо отношусь к мототуристам в целом, куда бы они ни ехали, даже если они держат путь просто на отдых в Крым. И в Крыму можно горюшка хапнуть)). Мы же ездили и в грозы, и в дождь.

У нашей экспедиции не было какой-то определенной цели. Просто была мечта доехать до Воркуты на мотоциклах! Летом туда не доедешь — можно добраться только по зимникам (автомобильная, тракторная и иная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре), проложенным по замороженным рекам и болотам. Нам как-то сказали, что мы не проедем, и это стало вызовом. Хотелось проверить и себя, и транспорт — докуда способна довезти нас серийная техника? Это была проверка не на выживаемость, а на проходимость. И этот предел мы прощупали.

Подготовка на минималках

Подобные экспедиции прочие мотоциклисты готовят около года: технику переоборудовать, снаряжение. Но у «РусАрктикТревел» — так назвали команду отчаянные мотопутешественники — на подготовку было всего 1,5 месяца. Столько прошло времени от самой идеи до старта.

— Ехали на эндуровских мотоциклах (эндуро — дисциплина мотоспорта и велоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью) Suzuki DR 250 и Honda XR 250. Во-первых, покупать дорогие мотоциклы не было возможности, поэтому ехали на том, что было. К тому же они уже обкатанные, каждый винтик в них знали. Плюс этих мотоциклов в том, что они надежные и в то же время простые, как топор. Их можно было перебрать на коленке в чистом поле. На моем, например, стоит одновальный двигатель, в котором просто нечему ломаться.

Поскольку время на подготовку было ограничено, сделали необходимый минимум: установили ручки с подогревом, специальные муфты на руль, чтобы защитить руки от встречного холодного ветра, прицепили коляски для большей устойчивости. Туда же положили вещи, колеса, топливо. Добавили дополнительный свет и приобрели внедорожную резину, установили буксаторы — они не дают покрышке «проворачиваться» при спущенной шине.

— На серьезный тюнинг не было времени — более существенное вмешательство в конструкцию требует длительного тестирования. Мы взяли самую мягкую внедорожную резину, которую нашли, прорезали на ней протекторы сами — сделали аналог «липучки». Резина стала, как губка, — а значит, лучше сцепление с дорогой. Шиповать не стали, и эта идея сработала на 100%. С шипами излишняя управляемость получилась бы, а здесь ты колесо в юз «сорвал» и нормально повернул. Иначе приходилось бы отгибаться на люльку, был риск перевернуться. К тому же с шипами мы бы за 2,5 тысячи километров 2−3 комплекта «уработали». А тут на одном комплекте доехали; конечно, стёрли его основательно. Для таких перегонов это достойный результат.

Для себя взяли хорошие сапоги — в таких ходят нефтяники и газовики. Костюмы — комбинезоны и куртки. Зимней одежды для мототуризма не производят. Экип с подогревом не использовали. На любом хард-эндуро аккумулятор не выдержал бы. Ручки с подогревом и шлем с подогревом визора — это все, что можно было подпитать от аккумулятора.

Бороды лучше сбрить

Старт команды «РусАрктикТревел» за Полярный круг был дан 13 февраля с фестиваля «Самовар Треффен», что проходит в Тульской области. Путь лежал сначала до Владимирской области — там загрузили мотоциклы в машину и доехали до Тюмени.

— По дороге мы забрали еще двух человек — съемочная группа, которая собирала материал для фильма об экспедиции. В Тюмени встретились с остальной частью команды. Кинули клич в соцсетях — отозвалось много желающих, но потом большинство отсеялось: поняли, что это не съемка праздника или загородной поездки, а реально тяжелые условия. В итоге остались только те, кто готов был к любым трудностям и месяцу в дороге.

В Тюмени провели последнюю подготовку, переобули мотоциклы и поехали уже практически строго на север в направлении Воркуты. Сначала ехали по грунту — зимники по болотам. В Приобье вышли на реку Обь и ее притоки. И так мы шли до Салехарда. Асфальта было крайне мало, максимум — от поселка до поселка. А так — 2,5 тыс. км по зимникам. Где-то они ведомственные, хорошие, другие — естественные.

С температурой, можно сказать, подфартило. Вместо ожидаемых -30 … -60 градусов было в среднем -10 … -15 градусов. Ниже 30 градусов температура воздуха опускалась, но ненадолго.

Сергей — суровый товарищ, чью брутальность подчеркивает борода. Но, забравшись в самое сердце севера, он несколько пересмотрел взгляды на этот атрибут мужественного образа мотоциклиста.

— С бородой на север я не рекомендовал бы ехать на мотике. Советую бороду сбрить, потому что она примерзает к шлему. Я по полчаса не мог снять шлем в помещении и ждал, когда борода оттает!

300 км на обезболивающих

— Зимник — это сложное инженерное сооружение. Это сложнее, чем дорогу обычную построить. Где-то просто проливают и замораживают трещины, где-то стелют специальную теплоизоляцию, потом сверху проливают-замораживают. Сетками всякими перекладывают. Но из-за того, что световой день короткий, дорожникам приходится в том числе и в темноте работать. И, скорее всего, именно из-за темноты они проглядели трещину во льду и просто закатали ее снегом.

Опыта ездить по зимникам у нас не было. А в интернете тоже подобной информации крайне мало. Так что обо всех нюансах узнавали в процессе. Знали, что самый лучший зимник идет по реке: он получается ровным. Но не предполагали, что лед, по которому ездят грузовики, река может поломать. И она его поломала: образовалась трещина, неширокая, автомобильное колесо туда не провалится, в отличие от мотоцикла.

И я еду, разогнался, и тут у меня резко складывается морда мотоцикла. Я слетаю с него, бьюсь головой об лед, и тут меня сверху накрывает мотоцикл. Начинаю руками, ногами шевелить, чтобы понять, что сломал. Поворачиваю голову и вижу, что второй мотоцикл также стоит и морда куда-то провалена. Кирей (Владимир Киреев) не упал: он увидел, что со мной произошло, и успел снизить скорость.

Оказалось, мы попали в продольную трещину. Я «пропахал» ее метров 12−15, а дальше, где она изгибается, в ней колесо заблокировалось, и меня, как из рогатки, вышвырнуло на лед. Получил сотрясение и перелом ребер. А вот мотоцикл уцелел! А у Кирея вилка колеса погнулась, но ее подровняли, зажав в той же трещине, завели мотоциклы и поехали.

Со сломанными ребрами ехать — такое себе... Сложно было вытаскивать мотоцикл из сугробов, ремонтировать. Ведь наша дорога — это не отдых, а труд. Пришлось закинуть собственные ощущения на второй план и двигаться дальше. 300 км ехал на обезболивающих.

До этого дня мы не знали, что такое метель

— Тюмень — Салехард — Лабытнанги — поселок Аксарка. До него доехали и поняли, что зимник на Яр-Сале — это самый крайний населенный пункт. Дальше на Воркуту нам путь закрыт. Во-первых, там сугробы трехметровые. По ним просто не проехать на наших мотоциклах. Но мы все же хотели попытаться. Ломанулись было на Воркуту, но мне позвонили ребята оттуда и сказали, что у них жесткач: метель сильная, и циклон идет в нашу сторону.

Мол, пока циклон держит Уральский камень, но долго не удержит, и всё это придет к нам. Мы не придали этому значения. Да что мы, правда, метели не видели? Тем более с нами был известнейший вездеходчик Женя Сказка, который на 10-колесном экспериментальном вездеходе нас сопровождал.

По дороге к станции Собь нам на встречу ехали два огромных внедорожника — Хищник и Трэкол. Ребята сказали нам, что даже на своей технике едут третий день… Куда, мол, нам на наших мотоциклах?..

Снег усилился. Ну, думаем, ладно, попробуем, колеса спустим в ноль. Спустили, как-то поползли, и тут пришла метель. И мы начали понимать, что на самом деле никогда не видели настоящей метели. Как говорит один мой знакомый, «как холостой не знает, что такое плохой день, так и житель средней полосы не знает, что такое метель».

Метель — это когда ты руку вытягиваешь перед собой, а пальцев не видишь. Вездеход отъехал от нас на 15 метров, и мы полчаса найти его не могли. Где-то на дороге остановились, оставили мотоциклы и пошли до вездехода. Минут 10 нас не было, вернулись — а мотоциклов нет. Замело.

Предел проходимости мы нашли. Поняли, что ни один серийный мотоцикл там не проедет. Там нужен либо самодельный мотик, либо нужно серьезно модифицировать серийный.

Мы смогли дойти до железнодорожной станции Собь. До Воркуты оставалось 120 км. 28 февраля мы повернули обратно. В Тулу я вернулся 7 марта и три дня просто спал.

Помогли друзья, о которых мы даже не знали

— По дороге мы жили в двуслойной палатке. В ней нормально, только топить надо и одеваться тепло. Также ночевали на ремонтных и туристических базах, в охотничьих домиках, у рыбаков, где-то снимали квартиру.

Местные были дружелюбны. Заезжаем как-то на шиномонтаж в Салехарде. Подъезжают два мужика на джипах. Один из них ко мне подходит и такой: «Здорово, ну как вы? Как мотики ваши?» Я удивился: мы вроде с ним не виделись раньше. А он поясняет, что про нас тут уже все знают.

Люди реагировали очень позитивно, видели, что мы — не какие-то отморозки или денег нам некуда девать. Они понимали, что мы — люди, которые осуществляют свою безумную мечту.

Кто-то советом, кто-то делом помогал. Женя Сказка — человек, которого я ни разу не видел, — просто позвонил мне и предложил свою помощь. Без денег.

То же самое — и ребята-джиперы из «Салехард offroad». Когда мы подъезжали к поселку Мужи, температура начала резко опускаться — на 15 градусов за полчаса. Они понимали, что нас ожидает ночью. Мы днем не успели проехать и вечером стартуем эти 200 км до Салехарда. Они выдвинулись несколькими машинами нам на встречу с едой и горячим чаем, чтобы подстраховать нас.

Помощь их неоценима: мы третьи сутки были за рулем, от усталости засадили машину в сугроб. Они нас вытащили. Потом цепь на мотоцикле на зимнике оторвалась, мы его чинили там же и по очереди с Киреем ходили греться в их машину. Так с помощью всех друзей, которых мы вообще до этого не знали, мы добрались от Тюмени до «Салика».

На рекорд!

— Готовясь к экспедиции еще дома, мы поняли, что нашим маршрутом никто не ездил. Связались с редакцией Книги рекордов России и рассказали им о своей идее. Там сказали, что если мы за февраль пройдем свой маршрут, то таким путем зимой никто не ходил и есть возможность претендовать на звание рекордсменов. Но путь нужно закончить в феврале. Потому что если даже 1 марта финишируем, это уже будет зимне-весеннее путешествие, а значит — совершенно другие критерии. Поэтому мы спешили уложиться в сроки.

Мы фиксировали всю дорогу на видеорегистратор — чтобы была непрерывная съемка, подтверждающая, что мы действительно ехали всю дорогу на мотоциклах, и чтобы исключить вероятность того, что ты сфоткался с мотоциклом у надписи «Тюмень», потом загрузил его в машину и поехал дальше на ней до Урая, например, там его достал и снова сфотографировался. Плюс делали фото с тех локаций, на которых ясно место, — названия населенных пунктов и сел. GPS-трекер брали.

По возвращении отправили все фото и видеоматериалы в редакцию Книги рекордов России. Теперь ждем результата!

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

4 апреля 2022, в 14:50 +24
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Где заказать памятники в Туле
Где заказать памятники в Туле
«ЕСН Премьер»: только надежные решения
«ЕСН Премьер»: только надежные решения

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.