- Оболтусы и лентяи. Некоторые студенты младших курсов не понимают, куда и зачем они попали. И продолжают в высшем учебном заведении вести себя и учиться так же, как в школе. Здесь важно аккуратно дать им понять, что так делать не стоит. Но любому терпению, даже терпению педагога высшей школы, рано или поздно приходит конец. И тогда он начинает, как выражаются мои студенты, «лютовать»!
- Духи и одеколоны. Это беда в основном первых курсов, которые ещё не знают, что это такое — четыре пары подряд на потоке в замкнутом помещении. Но и у опытных студентов нет-нет, да появится какой-нибудь «сильно пахнущий» денди или «ванильная» кокетка! Может, здесь кто-то прочитает и поймёт наконец: душитесь хотя бы поменьше, у профессора мигрень!
- Когда не слушают на занятиях. Классическая ситуация: отсели на заднюю парту и шумно, со смехом занимаются посторонними делами, общаются, на внешние раздражители не реагируют. А иногда спят, целуются, переодеваются, даже, бывает, дерутся! Все эти нарушения дисциплины караются временным отстранением от моего предмета. И именно поэтому я не выставляю оценок «автоматом» за посещение лекций.
- Опаздывающие более чем на 15 минут. Все понимаю — живу далеко, сам могу задержаться. Но когда добрая половина учебной группы приходит через полчаса после начала лекции, это не просто раздражает, а отвлекает неимоверно! При этом современные студенты не умеют заходить тихо: им обязательно хочется сделать из своего прихода с опозданием целое шоу!
- Когда спорят в вещах, в которых я разбираюсь с той поры, когда вас ещё не было. Конечно, диспут — основной научный метод. Но прежде чем начинать спор по теме, нелишним будет оценить уровень своего оппонента.
- «Удивительные твари, и как они сдают зачёты, ни разу не появившись на лекциях». Порой бывает непонятно, как некоторые студенты умудряются «выживать» и продолжать учиться с таким уровнем (а точнее — отсутствием) даже элементарных знаний по предмету. И ладно бы, предмет был непрофильный! Но нет — именно ему молодые люди решили посвятить свою будущую жизнь и карьеру.
- Когда предлагают деньги. До какой же степени надо не уважать педагога, чтобы пойти на этот шаг! Просто скажу тем, кто этого не знает: дача взятки, как и посредничество, — уголовно наказуемые деяния. Подумайте, стоит ли рисковать своей свободой — не проще все-таки выучить материал курса?
- «Фокус» с обручальным кольцом на зачете или экзамене. Старый способ получить зачёт, прикинувшись отцом или матерью семейства, уже не работает. Если хватило ума изменить социальный статус — выучить материал не составит особого труда.
- Когда путают Платона с Пифагором, а Энгельса — с Геббельсом. И при этом надеются не просто на оценку, а на хорошую оценку! А теперь представим, что вы перепутали два контакта на плате какого-нибудь высокотехнологичного изделия. Какой будет ваша оценка? Все верно — в обоих случаях вас отправят на пересдачу!
- Прийти на экзамен в декольте. Отвлечь этим от предмета и контрольного мероприятия вы можете только своих одногруппников. И себя поставите в дурацкое положение. А меня — в неловкое перед коллегами, которые все эти «дефиле» наблюдают со стороны! Будь моя воля, я б таких студенток отправлял домой переодеваться и приходить в учебное заведение в подобающем виде. Если знаний нет — тоже отправляю, но только на пересдачу.
- Отсутствие мела и тряпки в аудитории. Теряется драгоценное время, теряется настрой, теряется внимание аудитории. И все из-за такой мелочи!
- Когда приходится «тащить» студента/аспиранта/дипломника. Лично я при этом чувствую себя неудобно. Мне стыдно за студента, который «учил, но не выучил», стыдно за его педагогов и в том числе за себя, стыдно за наш вуз. А все потому, что кому-то лень лишний раз прочитать материал и прорепетировать сдачу на домашних!
Расскажите, что вам не нравится в вашей работе и как вы с этим примиряетесь. Анонимность мы гарантируем.
Присылайте свои истории на наш редакционный ящик [email protected] с пометкой «Что бесит».