Переход на другой номер таит в себе определенные опасности – купить «чистый» номер, который никем не использовался, почти невозможно. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают, как избежать «сюрпризов» при такой покупке.
Каждой сотовой компании выделен определенный диапазон номеров. Постепенно они уходят попадают к абонентам. Но со временем операторы вынуждены вновь выпускать в оборот ранее изъятые номера. Перед поступлением в продажу номер проходит полугодовой «карантин», но операторы не отвечают за действия прежнего хозяина сим-карты. Установить, в базах каких компаний и организаций он числится, невозможно.
– Чтобы обезопасить себя, лучше вовсе не покупать подержанную карту, – советует старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергей Кузьменко. – Заключая договор с оператором, поинтересуйтесь, был ли у номера прежний владелец. Если да, стоит отказаться от покупки.
Как поступить новому владельцу?
Еще один неприятный сценарий может поджидать нового владельца — невозможность зарегистрироваться в соцсетях и приложениях. Причина — номер ранее уже был указан. При этом стоит обратиться к администратору сайта или соцсети и сообщить, что номер теперь принадлежит вам.
– Новый владелец «симки» вполне может получить доступ к аккаунтам предыдущего пользователя в соцсетях, если они остались привязаны к номеру телефона, а не к почте. Поэтому при прекращении пользования номером обязательно отвяжите его от всех аккаунтов и банковских карт. Не оставляйте лазейки киберпреступникам, – комментирует Сергей Кузьменко.
Что делать, если вам звонят и ищут прежнего владельца номера телефона?
В случае со звонками от сторонних организаций, которые ссылаются на имя прежнего владельца, достаточно сказать, что номер переоформлен, и попросить вычеркнуть его из базы данных.
Согласно закону ФЗ № 152 «Об обработке персональных данных» вы в праве требовать прекращения обработки персональных данных. Такой ответ должен хорошо подействовать на любых рекламщиков и продавцов, поскольку юрлица осведомлены, что нарушение правил для согласий на обработку персональных данных (КоАП ч. 2 ст. 13.11) наказывается штрафом от 30 до 150 тысяч рублей. Тем более, что новый владелец номера никаких согласий на получение какой-либо информации или контента не давал.
Если звонки не прекращаются, можно написать заявление в Роскомнадзор . Там должны провести проверку и сообщить, действительно ли компания имеет право обрабатывать персональные данные или делает это, нарушая закон.