Музыканты и саунд-дизайнеры, принимающие участие в совместном арт-проекте Ростеха и музея Льва Толстого — «Ясная Октава», записали звуки яснополянской усадьбы.
Неделю со 2 по 8 августа усадьба
Для чистой фиксации звуков использовались профессиональные микрофоны «Октава», созданные на одноименном тульском заводе Ростеха. Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству музея-усадьбы
В ходе конкурса на участие в проекте «Ясная Октава» организаторы отобрали не троих, как заявляли ранее, а пятерых российских музыкантов и звуковых художников.

Финалисты проекта «Ясная Октава» (слева направо: Дмитрий Люшаков, Карина Казарян, Иван Меркулов, Дмитрий Устинов, Олег Буянов).
Музыкальный продюсер, звукорежиссёр, создатель лейбла Asyncro Олег Буянов:
– Интересная концепция проекта: исследовать акустический ландшафт местности и проникнуться его культурно-историческим слоем, добавив к нему свое видение атмосферы этих мест периода, когда здесь жил Лев Толстой. Мне в целом показалось настроение Ясной Поляны депривационным. Без некой музыкальности. Но филд-рекординг-эстетика — часть метода работы над проектом. Дом, конечно, и комната с роялем, я думаю, будут для нас главным местом в усадьбе, и получится интересный трек. Рад, что удалось поработать с этим материалом в месте, которое представляет большую культурную и историческую значимость.
Олег Буянов стал заметен на российской электронной клубной сцене в конце нулевых. За последние 10 лет издавал свои работы на многих российских и западных музыкальных лейблах: Capital Bass, Fit Sound, Motion Ward, Meda Fury и «ГОСТ ЗВУК». В качестве звукооператора и звукорежиссера работал над проектами студии Stereotactic, в том числе над созданием экспериментального документального фильма об обсерватории в Карачаево-Черкесии.
Все участники проекта «Ясная Октава» приехали в музей-усадьбу Льва Толстого впервые и ранее таким составом не работали.

Запись звука капающей воды у Дома Толстого (слева направо: Карина Казарян, Дмитрий Люшаков, Иван Меркулов, Олег Буянов).
Эмбиент-музыкант Дмитрий Люшаков:
– Знакомлюсь с новыми людьми, которые проповедуют очень интересные идеи. И мне всегда казалась интересной возможность побывать в таком месте, как Ясная Поляна, поработать с новым оборудованием.
Дмитрий Люшаков — электронный музыкант, родом из села Гилево Тюменской области. Полевые записи начал делать еще в детстве — на кассетный магнитофон на батарейках, в котором был встроенный микрофон. Уже позднее начал писать эмбиент с использованием field recordings, например, на лейбле Terminal dream выходил его релиз под псевдонимом n-mister, а также запись на кассете в последнем сборнике лейбла Шалаш.
Помимо недельного проживания в усадьбе финалисты посетили электроакустический завод «Октава» и получили в подарок стереопары микрофонов МК-012, которые использовали для звуковых экспериментов.
Директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех Екатерина Баранова:
– Основная идея проекта — собрать звуки Ясной Поляны и на их основе с использованием архивных записей создать музыку, которая станет «мостом» между историей и современностью. Это опыт переосмысления уникальной исторической и культурной атмосферы эпохи Толстого через призму современных технологий. Мы рассчитываем, что передовая звукозаписывающая аппаратура и современный контекст, привнесенный российскими музыкантами и саунд-дизайнерами, дадут творчеству писателя новое звучание.

Запись звуков в Красном саду недалеко от Дома Л. Н. Толстого (Иван Меркулов).
Звукорежиссер, продюсер и электронный музыкант, один из участников московского сообщества Johns Kingdom Иван Меркулов:
– В XXI веке говорить, что музыкально, а что нет, — странно. После Джона Кейджа, который заставил слушать шумы. Для меня все звуки, которые я, вдохновленный Толстым, слышу, — музыка. Звуки сада: шелест листвы, жужжание насекомых у Дома Толстого технически сохранить несложно — главное, иметь хорошие микрофоны. В проекте с этим всё в порядке. Наша работа здесь — не просто абстрактная документация, идея заключается не только в констатации, хотелось бы интерпретировать естественную звуковую среду с точки зрения поэзии. Релиз не будет чисто музыкальным или исключительно фактурным. Он будет меняться, что-то будет привнесено вдохновением. Мы собираем материал и смотрим, куда он нас выведет. Когда работаешь на постпродакшне с материалом, он сам подсказывает тебе, что с ним делать. Где-то будут какие-то тоновые шумы, которые надо поддержать гармонической структурой, и это будет естественно.
Произведение получится разноплановое. Где-то оно будет музыкальное, где-то текстурное: можно будет послушать звуки Ясной Поляны.
Где-то их надо будет обрабатывать, использовать небольшие детали и давать, скорее, ощущение в виде музыки. Мы вдохновляемся. И это будет пропущено сквозь нас. Я участвую в этом проекте потому, что это большая честь – прикоснуться к русскому, мировому культурному наследию, побывать в местах, где жил один из моих любимых писателей, и прочувствовать место, где он творил, мечтал, чудил.
Иван Меркулов — автор нескольких проектов, он выпускает релизы под псевдонимами Erethia и Ebb Loops. В качестве композитора работал над документальными фильмами Андрея Лошака, Boiler Room и занимался звуковым дизайном для компании Yandex. Был постоянным резидентом московского клуба НИИ.

Запись рояля фирмы Becker в зале Дома Л. Н. Толстого. За роялем – Дмитрий Устинов.
Один день проекта был посвящен звукам Дома Толстого — а это и скрип половиц, и бой часов XVIII века, и звучание рояля, на котором играли писатель, его близкие и гости яснополянского дома.
Музыкальный продюсер, пианист, композитор Дмитрий Устинов:
– Рояль Толстого — шикарный инструмент, «Беккер» 1910 года, наверное, лучший клавишный инструмент, который тогда Российская империя производила. Такие поставлялись в Зимний дворец и всем великим князьям. В усадьбе, видимо от времени и влажности, он немного потерял в яркости и силе и звучал, как парное молоко. Мы записывали не мелодии, а висящие в воздухе аккорды, чтобы акцентировать внимание на сустейне от звуков, растворяющихся в пространстве дома, — наша задумка использовать это как основу для музыкального произведения. Музейные работники такой минимализм, кажется, не поняли, они всё же привыкли к Шопену.
Дмитрий Устинов, известный под сценическими именами Тарас 3000 и диджей Японец, выступал со своими сетами по всему миру, например на фестивале «Сонар» в Барселоне. Первый альбом выпустил в 2015 году. Дмитрий является сооснователем промогруппы Idle Conversation, дважды лауреат премии «Золотая Горгулья», участник Red Bull Music Academy, как куратор сотрудничал с фестивалями Red Bull Music Festival, Picnic Afisha, House of Hearts.
В распоряжении авторов оказались архивные записи голоса Льва Николаевича и документация местного фольклора.
Заведующая отделом международных проектов музея-усадьбы «Ясная Поляны» Юлия Вронская:
– Мы хотим, чтобы слушатель будущего альбома воспринял как музыку те звуки Ясной Поляны, которые мы не всегда замечаем. Итогом коллаборации станет музыкальное произведение, созданное из самого фона жизни писателя.

Карина Казарян за работой.
Музыкант Карина Казарян:
– Когда мы тестировали новые микрофоны, то выставили их на улицу, а сами зашли в комнату. И всё очень детально передавало ночную атмосферу. За окном были невероятные звуки: голоса птиц, собак, ощущение противостояния живых существ друг другу. А на могиле Толстого очень громко и красиво звучат цикады. У них тон интересный — как тарелки барабанные. Находиться здесь — хорошая возможность для себя, в плане своего развития, музыкального опыта, исследования звуков, атмосферы, духовной составляющей этого места. Оно развивает новые способности в плане творчества.
Каким будет релиз, сегодня еще рано говорить. Мы несколько дней обсуждали это каждый вечер. И каждый раз у нас возникает новая идея. Думаю, что суть Ясной Поляны будет передана в метафорической форме, а не в буквальной. Мы используем звуки, которые собрали здесь, но метод будет завуалированный. Получится достаточно разнородный, эклектичный альбом.
С 2014 года бывшая басистка постпанк-группы «Фанни Каплан» Карина Казарян ведет свой сольный проект KP Transmission, где экспериментирует с мрачным и необычным электронным звучанием. В своем творчестве она исследует жанровые границы индастриала, нойза и эмбиента. Альбомы Карины Казарян выходили на лейблах Nazlo Records, Klammklang и Autogenesis.
После окончания резиденции участники проекта приступили ко второму этапу: до сентября они будут сводить полученный материал в полноценные музыкальные композиции, которые передадут атмосферу места, где жил и творил Лев Толстой.
Экспериментальный альбом выйдет на стриминговых площадках 9 сентября.
Проект «Ясная Октава» является символическим продолжением международного театрального фестиваля «Толстой», ежегодно проходящего на родине писателя летом.
ПАО «Октава» — основанный в 1927 году тульский завод разрабатывает и серийно выпускает студийные микрофоны, микрофоны селекторной связи, телефонно-микрофонные гарнитуры, слуховые аппараты и капсюли. Среди продуктов-флагманов — конденсаторные и ламповые микрофоны для профессиональной студийной работы. Благодаря высокому качеству и привлекательной цене студийные микрофоны «Октава» популярны среди музыкантов и звукозаписывающих студий. Конденсаторные микрофоны «Октава» с успехом используются музыкантами во всем мире, среди наиболее известных имен — U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead, Marilyn Manson, Хор Турецкого, звукорежиссеры лейбла Black Star. Через «Октаву» озвучены голливудские фильмы, российские кинокартины «Последнее испытание» и «BEEF: Русский хип-хоп».