В руках у мастера любой инструмент - музыкальный. Хороший плотник на рубанке вам такую фугу сыграет, что опустеет филармония. Все меломаны к верстаку сбегутся.
Правда, и орудие труда должно: того: соответствовать. Тот же плотницкий талант подтвердить без уникального инструмента нереально. Чтобы с деревом разговаривать, требуется рубанок, как минимум, папы Карло. А гениальным скрипачом не прослывешь, извлекая пиццикато из продукта жизнедеятельности Урюпинской фанерной фабрики. Желателен Страдивари.
Не о гениях, впрочем, разговор. Гении встречаются много реже, чем подходящие для них инструменты. И самый разуникальный инструмент полностью им подчиняется, своей воли не проявляет и отпечатка на хозяина не накладывает. Высокие отношения. Но скучные.
Иное дело - мастера рангом пониже и их прекрасно отполированные, идеально настроенные и бережно хранимые кормильцы.
Не всегда в таких парах лидером бывает человек. Бывает, повидавший виды инструмент сам подсовывает готовому ошибиться музыканту нужную струну, клавишу, лад. Или наоборот, убирает - если хозяин слишком груб, неумел или небрежен. Характер бывает разным не только у людей.
Угрюмые гобои, томные арфы, агрессивные барабаны. Эпитеты из ниоткуда не берутся. Хозяин и инструмент переделывают друг друга под себя. Долго. Непрерывно. Исподволь. Чтобы стать в конце концов похожими, как давно живущие вместе супруги. Так же понимать друг друга. И, если повезет, любить.
А.Б.
Фото Сергея КИРЕЕВА.