О чём говорят любимые сказки?

О чём говорят любимые сказки?

А вы помните любимую сказку из детства? Оказывается, очаровавшая вас в детстве волшебная история может многое рассказать о вашем психологическом состоянии во взрослом возрасте.

А вы помните любимую сказку из детства? Оказывается, очаровавшая вас в детстве волшебная история может многое рассказать о вашем психологическом состоянии во взрослом возрасте.

Алина Илюшечкина.

Каждому из нас в детстве читали сказки. Сначала мы с упоением их слушали, затем сами брали в руки книжку, а теперь рассказываем волшебные истории своим детям. Этот «круговорот» кажется вечным. Знакомясь со сказкой, ребенок усваивает ее скрытые  символы. Так малыш открывает для себя новые модели поведения.

Среди психологов есть мнение, что любимая сказка закладывает своеобразную программу жизни человека. Получается, сами того не зная, мы можем проживать сказочный сюжет!

Например, всем известная «Золушка». В семье на девушку свалили всю грязную работу. И вот чудо – на помощь приходит добрая фея и превращает Золушку в прекрасную принцессу… Дальше сюжет всем известен. Какой аналог может быть в реальной жизни? Образ тихой домохозяйки, которая ждет своего спасителя. Он влюбится в нее и освободит от веника и тряпок. Причем ждет она не кого-то, а принца с дворцом и каретой. В психологии есть даже такой термин «синдром Золушки». Зачастую «Золушками» вырастают девочки с родителями, которые относятся к их достижениям как к должному, а за промахи сильно критикуют. Такие женщины трудятся в поте лица, стремясь к совершенству. Но обычно их заслуги мало кто оценивает, и страдание становится частью жизни «Золушки».

Правильные сказки: что почитать ребенку?

Для детей сказка – это учебник жизни. Доброта, честность, щедрость, сочувствие – по идее, этому должны учить детей волшебные истории. Какой смысл несут в себе русские сказки? Например, «Репка» – трудолюбие и взаимопомощь помогают достичь цели. 

А вот с «Теремком», к примеру, не все так просто. В сказке счастливую жизнь зверят нарушает медведь, который разваливает их дом. Такая история может напугать кроху. Но переживая страх, малыш приобретает опыт «бояться», а «легкая» литература учит скрывать тревогу. Другие авторы, беспокоясь за детей, переписали концовку на позитивный лад.

Во многих русских сказках главные герои откровенно ленятся, а в итоге хорошо устраиваются в жизни. Образ такого героя несколько противоречив: с одной стороны, лень – это плохо, и он выступает как образ для высмеивания. А с другой – персонаж легко всего добивается. Получается, сиди на печи, надейся на авось и добьешься высот в жизни.

Какой урок из сказки вынесет кроха, зависит еще и от родителей. Важно вместе обсуждать прочитанное. Задавайте ребенку вопросы. Какой поступок совершил герой? Кому он помог? Как добился успеха? Так вы сможете направлять ход мыслей ребенка.

Итак, смысл сказок может быть неоднозначным. Что читать малышу, выбирать вам.

«Слобода» расспросила о любимых сказках
известных людей нашего города.


Александр Ядыкин,

первый заместитель главы администрации города Тулы


«Садко»

О чем сказка? Садко – образ русского человека, целеустремленного, свободолюбивого, энергичного. Море – это символ рождения. Побывав в морском царстве, герой проходит процесс инициации, то есть переходит на более высокую социальную ступень.


Ирина Матыженкова,

заместитель главы администрации Тулы по социальной политике


«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Сельма Лагерлеф

О чем сказка? История о взрослении мальчика, формировании его личности. Неординарные случаи в жизни помогли стать ему добрым и чутким. Поучительный сюжет о перевоспитании ребенка-хулигана.


Денис Бычков,

министр образования и культуры Тульской области


«По щучьему веленью»

О чем сказка? Главный герой – несколько инфантильный юноша. Он ищет заботы и поддержки от окружения, причем в роли помощников в сказке выступают женские образы. Так, Емеля сидит на печи – символ жизненной энергии, затем встречает щуку – образ помощника, плывет с принцессой в бочке по открытому морю (бочка – роль защитницы, помогает держаться на морской поверхности). В итоге Емеля обретает счастье с принцессой.


Эдуард Фролов,

директор департамента образования Тульской области


«Сказка о Золотом Петушке», А.С. Пушкин

О чем сказка? История о стремлении к индивидуальности. Рать, которая нападает на царство, – это «персона», искусственная личность, которая приспосабливается к требованиям приличий.  Царь чувствует, что на него давит его социальное положение. За помощью он идет к мудрецу (символ жизненной зрелости). Старик дарит царю Золотого Петушка. И это не случайно, птица – это способность быть свободным от правил и норм.

У каждого человека есть социальная маска, которая защищает его, помогает строить отношения с окружением. Царь так и не смог принять ее, поэтому умирает.


Надежда Шишкина,

начальник управления культуры Тулы


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А. С. Пушкин

О чем сказка? Любовь человека к себе вытесняет эмоциональное отношение к окружающим. В сказке в столкновении двух установок на жизнь – эгоизма и доброты – побеждает доброта. Это сюжет об эмоциональном развитии личности: только осознав свой эгоизм, можно разрешить внутренние противоречия личности.


Татьяна Рыбкина,
директор департамента культуры Тульской области


«Малыш и Карлсон», Астрид Линдгрен

О чем сказка? История об одиночестве ребенка. Из-за недостатка внимания замкнутый и застенчивый мальчик погружается в воображаемый мир. Он придумывает себе друга, который всегда рядом. Эту психологическую особенность детей 3-7 лет называют именем героя повести – «синдром Карлсона». Обычно невидимые друзья появляются у детей с недостатком в общении либо у детей с чрезмерно опекающими родителями.

28 августа 2012, в 18:35
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день