История происхождения праздника Новолетия в христианском мире.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю, по новому – 14 сентября. В этот день в церковном богослужении Церковь вспоминает о том начале проповеди Господа Иисуса Христа, когда в храме в Назарете Он прочел пророчество Исаии (Ис. 61; 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4; 16–22). В этом указании Господа византийцы видели Его предписание о праздновании дня Нового года, а Священное Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II, созданной им в X веке, сказано: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». В своем роде это был Божий промысел, проявившийся много позже Христовой проповеди в Его воплотившемся исторически свидетельстве – именно в этот день, 1 сентября, Константин Великий одержал победу над императором Максицианом, что открыло путь свободному развитию христианства на всех территориях Римской империи, включавшей в себя тогда и Византию. И сегодня на литургическом богослужении в Православной Церкви 1 сентября читается этот евангельский текст о начале проповеди Спасителя.
Конечно, вроде было бы логично предположить, что дата 1/14 сентября установлена в соответствии с итогом земледельческого года – урожай собран, самое время для благодарения Бога, и, чтобы следовать древней традиции, и день Новолетия примерили к этой дате. Отчасти так оно и есть, но в целом Новолетие – древняя духовная христианская традиция.
После победы над римлянином-язычником 1 сентября 312 года Константин Великий объявил для христиан свободу вероисповедания, проведения богослужений, и многие языческие капища были отданы под христианские храмы. В память об этой победе на I Вселенском соборе 325 года и был установлен праздник церковного Новолетия, иначе – индикт.
Понятие индикт было введено много позже, в VI веке, при императоре Юстиниане I, который ввел в христианской Церкви календарное счисление по индиктам, или индиктионам (от латинского indictio – объявление, указание). Раз в 15 лет 1 сентября по Римской империи собиралась дань.
Объявлялись размер податей, которые следовало собрать в данном году, переоценка имений. Из этих сборов, которые, кстати, начались еще при Константине Великом, отчислялась воинская пенсия – срок службы тогда был 15 лет. (Оцените разницу с нынешней срочной службой в отсутствие войны.) Так что византийцы, в отличие от нас, измеряли вехи не десятью, как мы сейчас, а пятнадцатью годами.
Впрочем, ранее и в Византии, и в Риме было известно и мартовское летоисчисление, восходящее к восточному, древнейшему летоисчислению, отраженному во времяисчислении Египта, Ассирии, связанном с мифами об Осирисе, Гильгамеше и пр., с приходом астрономической весны, так что Новолетие 1 сентября – поздневизантийское исчисление дня этого события.
Византийцы ввели еще одно временное понятие Великий индиктион – 19 пятнадцатилетий, то есть 532 года. Эта с виду неудобная, некруглая дата имеет астрономическое обоснование: восточные мудрецы были прекрасными астрономами и знали, что каждые 532 года начала орбитальных кругов Солнца и Луны совпадали. Такое положение Земли сложилась и в тот день, когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь со словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Это было первое Господне свидетельство об исполнении пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии, и что тем началось время Нового Завета. На Востоке, где астрономия занимала одно из первейших мест среди наук, волхвы именно по взошедшей в момент рождения Христа звезде определили место Его Рождества.
«Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным», – писал о Новолетии святитель Феофан Затворник.
Новолетие на Руси.
Несмотря на то что Русь приняла христианство в конце Х века, процесс христианизации Руси длился долго и закончился примерно в конце XV века. Тогда гражданское празднование Нового года 1 марта и Новолетия расходились – мы находим свидетельство того у всех древних летописцев, в том числе у преподобного старца Нестора.
С 1492 года Новый год и Новолетие 1 сентября были совмещены государственным решением. В Москве на Соборной площади Кремля сооружался помост. С него митрополит и великий князь объявляли о смене года, священнослужители святили воду и митрополит с поздравлениями кропил правителя и народ. Так совершалось это торжество. Многие важные государственные события были приурочены к Новолетию и Новому году: например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году. В Новолетие с помоста представляли наследника престола по достижении им 14 лет – совершеннолетие в старину наступало раньше, чем сейчас.
С начала царствования царя Алексея Михайловича Романова, отца царя реформатора Петра, в XVII веке день Новолетия был посвящен благотворительности: нищих кормили, оделяли теплой одеждой, обувью перед холодной русской зимой, досыта кормили, выдавали милостыню. Простой народ получал подарки, заключенные в темницах тоже не оставались забытыми – их посещали и также оставляли им милостыню и еду лучше обычной тюремной.
Но так длилось недолго. Петр I указал в 1699 году, глядя на западные традиции, перенести гражданский Новый год на 1 января, хотя духовное празднество так и сохранилось за 1 сентября.
С той поры Новолетие утратило прежнюю старинную торжественность, чин летопроводства – провожания годичного церковного круга теперь ограничивается кратким молебном.
Новолетие вместе с гражданским Новым годом праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день Новолетия на 1 января, в том числе тут же был и указ украшать жилища новогодними елками, опять же в подражание западной традиции. Но в богослужебных книгах приход нового духовного лета остается за 1 сентября. Хотя празднование это утратило былую торжественность, по Типикону – своду указаний по проведению праздничных богослужений – этот день считается малым Господским праздником: «Начала индикта, сиречь новаго лета». Он соединен с праздничной службой в память преподобного Симеона Столпника, по совпадению обеих дат. В годичном кругу православных праздников первым после Новолетия наступает праздник Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября. Это также символично. С Нее начинается новое время в истории человечества, ибо пройдет время, и через Невесту Неневестную к нему придет Спаситель всех.
А 31 декабря, в канун Нового года, около 18.00 во многих храмах в честь начала гражданского Новолетия, вернее, «новозимия», совершаются краткие молебны.
О церковном же Новолетии известный русский философ и богослов протоиерей Сергий Булгаков сказал: «В Новолетие обостряется откровение вечности... Поворотные времена и сроки говорят нам о нашем рождении и смерти, о вступлении в мир и исхождении из него, о гранях жизни, ограниченной во времени.
Когда наблюдаешь, как течет время, испытываешь чувство легкости, свободы от времени, взлета над ним.
Мы живем во времени, но носим образ вечности, такова противоречивость нашего тварного бытия, но это и знак свободы от него, знак свободы детей Божиих»1.
(1.Булгаков Сергий, протоиерей. Слово к Новолетию. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 129.)
Тропарь индикту (церковное Новолетие), глас 4-й:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3-й:
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2-й:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый благослови венец лета
благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.
http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_12774/