Зачем нам новый Устав Тульской области?

Зачем нам новый Устав Тульской области?

Вопрос почти философский. Давайте повысим свою правовую грамотность
и разберёмся в своих правах, гарантированных Конституцией РФ и Уставом ТО.

Вначале небольшая ремарка – почему вдруг через месяц после принятия нового Устава области о нём вспомнили? Да потому что, как показал блицопрос, мало кто его прочитал от начала до конца. Даже среди депутатов всех уровней таких раз-два и обчёлся. Самый распространённый ответ: «Да что там нового-то можно написать?!» Недалеко ушли и преподаватели с учителями, то есть люди, несущие свет знаний в массы.

Не знаю, как можно судить о вкусе ананаса, не попробовав его, но некоторые коллеги-журналисты именно так и рассуждают – зачем новый, и старый сойдёт.

Можно, конечно, до бесконечности подставлять костылики к ветхому дому, но, согласитесь, жить-то хочется в крепком, красивом, стройном и удобном. Так и с Уставом.

Когда-то давно, в 1990 году, первый Президент России Борис Ельцин произнёс свою знаменитую историческую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить». Эти слова были с удовольствием подхвачены руководителями автономий и областей. И с середины 90-х в каждом субъекте Федерации появился свой  Основной закон – Устав области или Конституция автономных республик. В большинстве своём их писали под копирку. Как в школе сочинение на непонятную тему все списывали у отличников, так и Уставы того далёкого 1996 года. И если посмотреть на Основной закон Тульской области времён тогдашнего губернатора Николая Севрюгина, он как две капли воды похож на Устав Калужской, Рязанской, Орловской областей. Как говорят политологи, Уставы были идентичны и совсем не оригинальны.  

В начале 2000-х Конституционный суд признал положения о государственном суверенитете республик противоречащими федеральному законодательству. И в регионах начали переписывать Уставы и  Конституции. Василий Стародубцев, будучи губернатором области, решил не исправлять Устав, а написать новый. Правда, в отличие от соседей, например калужан, человек, его права и свободы как высшие ценности были коротко описаны в самом конце Устава, в девятой из одиннадцати глав.

С тех пор  за 14 лет в Основной закон области вносили правки 50 раз. Был ли он цельным документом после этого – вопрос. Но главное не в этом, а в том, что изменилась страна, изменился мир.

 

Владимир Груздев

– Считаю, что в этой связи назрела необходимость изменить Основной закон региона – Устав Тульской области, – заявил во время оглашения Послания 23 апреля Владимир Груздев. – Одной из первых в новом Уставе станет глава об обеспечении и защите прав человека и гражданина. Человек и его интересы для нас на первом месте – и в жизни, и в главном документе области.
 

«Да всё это записано в Конституции РФ! Зачем ещё и в Уставе повторяться?» – недоумевают некоторые.

Да, в Конституции декларированы основные права и свободы граждан. Но закрепление этих ценностей как высших в Основном законе региона позволит углубить законодательство региональное. Как говорится, правильно расставить приоритеты. А то ведь до недавнего времени декларацией всё и ограничивалось. Взять хотя бы право на образование и горячие споры о создании образовательных центров. Право правом, а спорили-то больше не о качестве образования детей, а о трудоустройстве учителей и директоров.

 

Андрей Махрин

– Есть конституционное право, а есть конституционная практика, – говорит Андрей Махрин, политолог, доцент кафедры социологии и политологии ТулГУ. – Конституция гарантирует права, а как ими пользоваться? Закрепление в региональном законодательстве положений федеральной Конституции делает их более близкими и понятными. Это фундамент практики.

 

Одна из новаций Устава –  признание и регулирование прав граждан на благоприятную окружающую среду. Для нас этот вопрос остаётся актуальным. Особенно в свете возможной отмены чернобыльских льгот.  

По словам губернатора, решения «сегодня» определяют, каким будет наше «завтра». Но решать всё надо с учётом мнения жителей региона. Впрочем, участие граждан в управлении – тема для Владимира Груздева и Тульской области уже привычная. Именно наш регион в 2012 году стал первым, где создали местный аналог «Открытого правительства» – площадку для экспертного обсуждения приоритетных направлений развития области.

А проект «Народное правительство»? Обращение губернатора к тулякам, в котором он призвал «всех жителей области, общественные организации, профессиональные и творческие союзы предложить свои кандидатуры на посты заместителей губернатора, министров и директоров департаментов», сначала большинство из нас ввело в ступор – разве так можно? «Это из серии, что каждая кухарка может управлять государством», – шутили скептики. И при этом сами посылали резюме на конкурс и записывались в кадровый резерв. Потому что каждый хочет быть не просто винтиком в большой машине, каждому из нас важно быть полезным и нужным обществу. Необычный, открытый, гласный проект реально влил свежую – молодую! – кровь в застоявшийся «белодомовский» междусобойчик.

Четыре года Груздев пытался «разбудить» нас, туляков, изменить наше настроение, повысить гражданскую активность.

Конкурс «Любимый мой дворик», гранты ТСЖ, проекты «Народного бюджета» – эти эксперименты выросли в серьёзные программы. И в них сначала не многие верили, думали, так, очередная чиновничья забава. И были случаи, когда в муниципалитетах ремонтировали по «Народному бюджету» дома, в которых проживают главы сельских поселений. Но ведь и Москва не сразу строилась. И сейчас о «Народном бюджете» не знает разве что инопланетянин. Пришло время закрепить в Основном законе области эти новые реалии.

И вот впервые в Тульской области Устав гарантирует жителям право на гражданскую инициативу и областное народное обсуждение. Органы государственной власти Тульской области вправе выносить вопросы социально-экономического развития и проекты нормативных правовых актов области на народное обсуждение. Итоги областного народного обсуждения доводятся до сведения населения через СМИ. А порядок назначения и проведения обсуждения определяется законом Тульской области.

– То, что в Уставе появилась такая норма, как законодательная инициатива жителей, – это новация для нашего региона, – сказал Владимир Груздев в недавнем большом интервью ведущим СМИ региона. –  Таким же правом обладают и уполномоченные, и Общественная палата. Посмотрим, как будет работать эта норма. Если увидим, что есть хорошие предложения, но они не добирают голоса, можно будет внести изменения. Пока это декларативная норма, но она может стать рабочей –  когда будут приниматься законы, влияющие на жизнь каждого из нас. Без самоорганизации, без вовлечения туляков в управление регионом, только в надежде, что за вас всё решит какой-то дядя, умный или не очень, – неправильная позиция.

Александр Головин

– Принятие нового Устава (Основного закона) Тульской области своевременно и обоснованно, – считает Александр Головин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области, доктор юридических наук. – Пока ещё действующий Устав области был принят в 2001 году в несколько иных правовых и социально-экономических условиях. За прошедшие годы российское законодательство, система органов государственной власти Тульской области прошли путь серьёзного эволюционного развития. В Устав региона неоднократно вносились различные изменения. К определённому моменту возможности дальнейших изменений и уточнений текста закона перестают достигать того уровня эффективности, который требуется от нормативно-правовых актов такого уровня. Принятый новый Устав Тульской области несомненно является целостным и системным нормативным правовым актом. Он отвечает всем современным требованиям и по праву назван Основным законом области.

 

P.S. Поисковые интернет-системы на слова «Устав Тульской области» выдают сайт Конституции РФ, где предлагается версия Устава 2001 года. Может, пора заменить?

Автор: Татьяна Алексеева, 10 июня 2015, в 13:40 +4
Через год они упали и отжались
Через год они упали и отжались
Мама, я беременна
Мама, я беременна