4. Окружающий Мир
  6. Тульские засеки!!! - Блог «Окружающий Мир» – Фотогалерея, фото 7 - MySlo.ru
  7. Тульские засеки!!! - Блог «Окружающий Мир» – Фотогалерея, фото 7 - MySlo.ru
Тульские засеки!!!

Всех приветствую! На это раз нелёгкая занесла нас в очень интересное, и местами, жутковатое место. Как Вы поняли, называется оно Тульские засеки. Если честно, ноги не шли в ту сторону в одиночный поход. Что ж. Значит надо искать партнеров любителей найти приключений на 5ую точку. Заодно и Вам рассказать о наших приключениях, да и о том, что под боком, с одной стороны, и мало известно - с другой. Сам по себе, поход состоял из двух частей. Первая часть была в виде разведки, с частичным заходом в засеку, и была она за несколько дней до основной. Хотя, даже первая часть похода была с другом. Сами убедитесь почему один не пошёл туда, если будете читать статью. Вторая часть уже была более длительной, и в большой компании наших портальцев. Большая, в моём понимании, это от 3х и более путешественников)

Точкой входа оба раза было выбрано село Селиваново, в котором располагается Крапивинский лесхоз-техникум.

Ну, ближе к делу.

С погодой откровенно везло, причем оба раза.

У самого Селиваного высажены берёзовые посадки. Чистенькие, гладенькие...

Ходить по ним - одно удовольствие. Но нас интересовали не посадки, а сама чаща засеки. Войдя в неё, мы увидели вот такое чудо.

Да ладно!!! Вот интересно, у кого культяпки заточены под стрельбу по знакам, остановкам, и деревьям. И ведь таким баранам разрешения выдают на хранение оружия.

Дуб так дуб. Высажен аккуратно, подлеска нет. Смотрится приятно...

Вообще, при живом техникуме не должно быть такого запустения.

Бардак.

Попадаются на окраине леса и вот такие вот маленькие радости.

Вообще, засека вокруг Селиваново представляла собой, по большей части что-то вроде учебного полигона для студентов техникума. В чем мы скоро и убедились.

Студенты тут практикуются в умении высаживать деревья. Интересно.

Но нам дальше. Не туда, где дети, а туда, где ответственность за лес держит Лесхоз!

А вот это оказалось похоже на микро карстовый провал, пока рядом не нашлась куча земли. Так что, провал то искусственный.

Пройдя ещё немного, видим едва заметную тропу, уходящую в чащу, и решаемся зайти с в глубь леса. Хоть на 100 метров. Просто осмотреться.

Пффф... Да. Круто.

Ладно, давайте отвлечёмся и погрузимся ненадолго в историю. Откуда вообще возникла засека, и что это такое.

Засека - это что-то вроде искусственно высаженной лесополосы, которая служила естественной преградой для всяких супостатов и недругов. Причем, засека была создана грамотно, деревья подрубали таким образом, что они ложились верхушками в одну сторону - неприятельскую, но при этом, они продолжали расти, создавая непроходимую чащу не только для коней, но и для людей. С целью совершенства, в глубине засеки были так же и частоколы, и засадные места, и рвы с ямами, замаскированные так, что понимаешь, что тут яма, когда уже в неё упал. А в тех местах, где проходила река, и леса не было, тщательно охранялись. В местах брода под водой был частокол с гвоздями, в первое время деревянными. То есть, засека была просто непроходима.

Сами засеки стали появляться ещё с 12 ого века, как защитные сооружения от монголов. Но пика своего он достигли в 16 ом веке, при Иване 4ом, Грозном. К этому времени их протяженность была огромной:  от Белгородской до Рязанской области. За каждый участок отвечали определённые люди, которые его приводили в порядок, строили сооружения, охраняли и тд. Иван Грозный пошёл даже на то, что освобождал от наказания беглых крепостных, которые селились у засек, и, что вообще удивительно, доплачивал по 3 рубля за службу по охране государства и уходе за лесом. Так же тут приживались и казаки. Правда, в летописи сказано, что денег им не платили. Видимо, нагрешили разбойнички... В 13 веке ширина засеки была около 20 саженей. Это не более 45 м. Но, со временем засека становилась всё больше. Пройти через неё стало нереально. Дозорные обнаруживали противника издалека, и защитники успевали основательно подготовиться к приходу супостата. К слову сказать, даже прокладывание троп по засекам каралось серьёзным наказанием, вплоть до... Ну Вы меня поняли. В смутное время засека была брошена нашим народом, из-за его халатности. И стали противники проходить через неё, и долгое время всё было в запустении. Жгли села, деревни, города. уводили скот и грабили. В более поздний период, засеку опять восстановили, и опять стали ей заниматься. К этому времени ширина её стала чуть больше 2 км. В начале 20 ого века произошла известная всем Революция, и засеками занялись новые власти. Теперь она была поделена на участки, за которые отвечали лесхозы. Стала она огромной зоной лесополосы, регулярно чистилась, давала свежий воздух городам и дом огромному количеству растений, птиц и животных.

Но пришёл конец социализму, и опять настало время халатности. Сейчас засеки поделены между ИПшниками, которые обязаны чистить их, проводить санитарную рубку, как я понимаю, взамен им дают возможность продавать нарубленное. Тут хотелось бы уточнить, так как мне это не удалось узнать точно.

Вообщем, засека снова становится чащей. И мы решили пройтись и посмотреть на это всё своими глазами. Вокруг Селиваново находится 6 Особо Охраняемых Природных Территорий. Правда, кто их охраняет, я так и не понял. Белки, наверное.

Вышли мы из этой чащи, и шли далее по полю, вдоль лесополосы...

Пройдя пару километров, увидели вот такую картину.

А с другой стороны находился вход в засеку, откуда и притащили этих великанов. Что ж, пойдём и мы, посмотрим.

Вдоль дороги растет лещина, он же орешник, он же фундук... Зелёный пока, правда. Рано ещё.

А дорога шла вглубь леса:

А потом вдали показался свет...

Скорее всего, там и проходила санитарная рубка. Выходим на поляну.

Чувствуется рука "профессионала". Лесники очень жалуются на жука короеда, который убивает все деревья и тд... Но, дело тут не только в нем. 20 лет они ничего не делали с лесом, а теперь виноват жук. Как всегда. Далее, череда фото, молчаливая картина смерти 100 летних сосен.

Шикарная вырубка, да? Если это санитарная чистка, то я тогда "умываю руки".

Всё ещё живые деревья стояли стеной вокруг этого места "вырубки".

На этом месте кончился мой первый поход в "разведку". И вот этот мост конца 19 ого начала 20 века стал отправной точкой второго похода. Скажем спасибо Владимиру, который сопровождал меня в этой разведке. Он приехал сюда гораздо раньше, и к этому моменту у него за плечами было уже около 30 км.

А вот и тот самый мост.

Вот в этом самом месте, мы начали искать участок под номером 210. Это было начало 2ого похода. На этом участке располагались целых 2 ООПТ. Это кедровая сосна, и Веймутовая сосна. Как сказать, начали искать и сразу закончили. У моста стоял столб и на нём было написано 210. Сказать, что нам повезло - ничего не сказать...

Зарубинка всё же решила пройти по мосту, а мы мост обошли. Видимо, кто-то засиделся в городе) И пошли в самую чащу. Хотя чащей это не назвать. Так как дубы стояли очень плотно, света было мало, и в такой конкуренции мало кто выживал.

И птичьи гнёзда, на уровне роста человека.

Вообщем, долго бы мы так ходили, кругами, если бы не зоркий глаз опять же... Зарубинки)

А вот, как у нас выглядит табличка, говорящая об охране территории.

Класс, да? Рукозадое руководство даже не может обновить табличку. Общими усилиями, мы прочитали только одну фразу "№7". Придётся распинаться мне:

ООПТ Веймутовая сосна.

Сосная, произрастающая на территории Северной Америки. Высажена была тут около 110 лет назад. Неизвестно кем. На всей ООПТ их значилось не больше 5. Однако, мы увидели сосны и помоложе, но их тоже немного. Дальше я выкладываю фото, а Вы сами судите о масштабах. Скажу только одно - шишки больше 10 см диной. Собрать удалось всего 2 шишки. Будем пробовать выводить в домашних условиях.

Сосна в центре.

Здесь явно кто-то живет.

Шишки.

Попадались и такие чудные формы. 2 сросшихся дерева...

И грибочки.

Походили мы ещё немного, но так и не нашли признаков Кедра. Что ж, вернёмся после того, как опадёт листва. Надеюсь, найти станет проще. На таблички надежды нет, как и нет её на тех, кто это всё ставил.

И мы решили ещё немного походить по лесу и выбираться отсюда в чисто поле.

Ходить по лесу было приятно. В какой то момент мы вышли на старую тропу и пошли по ней на выход.

Дальше как-то сложно объяснить, но идя по тропе, мы неожиданно как то подошли вплотную... к лосю. Вот как сказать Вам, встреча была настолько неожиданной и почти в упор, что все замерли. Только собака побежала к нему. Я дал ей команду СТОП, и лось буквально на наших глазах растворился в чаще. Удивило то, что пол тонны просто и без шума исчезли в негустом лесу. Мы опешили. Собака 2 раза убегала и звала нас за собой, по следу лося. Естественно, преследовать его было глупо. Всё это событие произошло буквально за 30 секунд. Лось был от нас не больше чем в 50 метрах. Интересно, что бы я делал, если бы он пошёл на нас? Не знаю, но моя первая мысль была привлечь к себе. Не знаю, о чем думали остальные, но я думал о том, как буду уводить его за собой от друзей, если он агрессивен. Когда лось исчез, в полной тишине, только голос Бюргера вывел из стопора. "Ты заснять успел?" - спросил он. Не помню, что я ответил, но конечно же не успел. Тьма в лесу стояла, лось в движении, я в оцепенении, и за собаку думал, которая бежала на него. Так и пошли мы дальше...

Самое смешное, что я ставил в самом начале похода цель - увидеть лося. Но это было смешно для меня. Мы с собакой, нас 4 человека, идём, громко разговариваем... и тд. Вообщем - не готов я был. Но это я исправлю в будущем.

Перед самым выходом из засеки мы увидели ещё один МОСТ.

Да, это мост.

Нравится? Мне тоже. Вообщем, просека такая классная - маршрут 16 ого века прям. Орлы следят за лесом!!!

И так, вышли мы из леса и пошли к посёлку под названием Лесной. А зачем, скоро узнаете.

Ещё Х км позади и перед нами П. Лесной. На входе опять же засохшие хвойные породы. И гнезда птиц.

В поселке Лесной была открыта первая школа-лесхоз в засеках. Это было в 188х году. Точно не знаю, но в 1911, произошёл пожар, и отработав около 25 лет, школа сгорела и была полностью, вместе с остатками дендрария, перенесена в Селиваново.

Ну, а мы решили посмотреть на это всё поближе. В поселке имеется пара жилых домов, почему-то нет собак, и естественно нет газа.

Примерно так.

И добавить тут совершенно нечего. В самом конце, на поляне, располагаются остатки школы.

А рядом остатки Дендрария, зачем-то причисленные... нет, не к лику святых, а к ООПТ. Без слов.

Уходя из поселка, думали о месте привала. Было у меня пару идей, но на деле это оказались густые заросли. И так как рядом была р. Упа, решили идти к ней.

И не прогадали. Вот место привала нашего.

Будда.

И Зарубинка призадумалась, глядя на красоту Упы.

А смотреть было на что - красота...

Тем временем, собака моя отнимала еду нашей 4ой спутницы NadinK.

Передохнув и набравшись сил, выдвигаемся в сторону с. Крапивна. Осталось идти не так уж и много. В путь...

Ещё одно место, которое нас интересовало, находилось под д. Ярцево. По карте было обозначено, как водохранилище. Судить не мне. Поэтому пройдя ещё Х км - водохранилище. Хотя, стоп. Интересный момент - чистка собаки от колючек и липучек)

То, что я бы делал целый день - девчонки управились за 10 минут. Вот, что значит правильный подход!

А теперь водохранилище.

Совсем небольшое даже для озера. Больше подходит под термин БОЛЬШОЙ ПРУД.

И вновь километры дорог до Крапивны.

Когда лето подходит к концу, каждый день стараешься запечатлеть как можно больше красот и забрать от лета всё. Последние летние пейзажи.

А вот уже и признаки жизни.

Маршрут наш подошёл к концу. Были ещё задумки походить по Крапивне, но шёл уже 20ый километр скитаний по пересечённой местности, и как то получилось так, что мы быстренько уехали домой. Вот, что осталось в память о Крапивне.

За столь познавательный маршрут спешу поблагодарить моих спутников в двух походах:

Владимира, Зарубинку, Бюргера, NadinK.

Жду от них дополнений к рассказу, фотографий, и прочих интересностей, о которых я не поведал.

До новых встреч!

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте