Когда прогрессивная общественность Тулы радуется поставке новых трамвайных вагонов «Львенок», незаметным может оказаться то, что «пазификация», а читай деградация, автобусных маршрутов города продолжается. Во-первых, у муниципального предприятия ТГЭТ вновь откусывают один маршрут — 36. Взамен может не самых лучших ЛиАЗ-4292 должны выпустить «ПАЗ Вектор некст». Таким образом, все больше и больше автобусных маршрутов переходят на модель «ПАЗ Вектор некст», крайне неприспособленную для городских перевозок. Во-вторых, закрывается 6 троллейбусный маршрут. Можно согласится, что 6 троллейбус полностью дублируется 36 автобусом, но ведь в ряде городов для качественного обслуживания пассажиров сознательно работают короткие маршруты, чтобы и с промежуточных пунктов пассажиры могли комфортно уехать, а с другой стороны почему 36 автобус не заменить троллейбусом, где-то добавить проводов, а где-то маршрут мог бы быть без контактной сети, используя известные тулякам троллейбусы с большим автономных ходом. Тула, кстати, была одним из пионеров внедрения данной техники в России, но вот увы сдулась в этом плане.
СМИ сообщили о том, что 28 июня 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания заключила два договора в рамках инвестпроекта по масштабному обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Соглашения достигнуты с городскими перевозчиками Тулы ООО «Ирбис» и ООО «Тульская ТК». Они получат в лизинг 50 и 42 автобуса «ПАЗ Вектор некст». Т.е. на улицы города вместо нормальных автобусов выйдет 92 «пазика». М-да…
Мы неоднократно писали о том, что данная модель не подходит для городских перевозок в крупных городах. Во-первых, на ряде маршрутов, например 16, явно напрашиваются автобусы большого класса, во-вторых, данные автобусы очень тесные, поездка в них не является комфортной, иной раз пассажир даже не имеет физической возможности в него сесть. Во-вторых, автобус крайне неудобен для пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностям, но не колясочников. Инвалидов-колясочников передвигается раз-два и обчелся, хотя бы потому, что к остановке общественного транспорта часто без помощи постороннего не доберешься, а вот пожилых людей достаточно. Что мы имеем в итоге, в автобусе низкий пол лишь в задней части без сидений, пенсионер же, человек с ограниченными возможностями входят по ступенькам в узкую дверь, т. е. ему приходится прилагать те же усилия, что и входе в высокопольный полностью автобус. Таким образом, «ПАЗ Вектор некст» нельзя назвать низкопольным автобусом и он не в полной мере соответствует требованиям «Доступной среды».
Обращаю внимание перевозчиков на модель ПАЗ-422320-04 «Citymax-9». Тоже «пазик», но лишенный недостатков «Вектора», по отзывам машина имеет неплохую компоновку. Низкий пол от начала салона до конца площадки второй двери, имеется несколько сидений в низкопольной части, как раз для пожилых людей, кто моложе может подняться в заднюю часть салона. Хорошая модель, да дороже, но просторнее, удобнее, красивее. Почему перевозчики из ООО «Ирбис» и ООО «Тульская ТК» упорно ее игнорируют? Видение такое для более пассажироемких маршрутов надо приобретать не «пазики», а большие автобусы, для менее подойдет новый ПАЗ-422320-04 «Citymax-9». Хотелось бы верить, что закупка «ПАЗ Вектор некст» это временная мера и последующие обновления будут адекватными автобусами.
В материале дал фото внешнего вида и салонов двух «пазиков», думаю пассажиры проголосовали бы за «Citymax-9», до какой поры перевозчики будут думать об экономии собственных издержек на основных потребителях — пассажирах, извините, не скот возите. Туляки как жители города героя, важного города оборонной промышленности имеют право ездить на наиболее комфортных моделях автобусов. Да «Citymax-9» несколько дороже, а тем более большие автобусы, но на комфорте жителей экономить нельзя.
А еще крайне странно, почему ставку делают на частные предприятия, а не санацию и развитие родного муниципального (!) автобусного предприятия, ведь в конце 1990-х годов полемика была иной, частник ненадежен и спасение тульского автобуса виделось в создании муниципальных предприятий, что тогда и было сделано.
Тульский пантограф…