В 1950-60-х годах в Сталиногорске, а потом в Новомосковске функционировал аэродром. Он находился недалеко от города. Большое лётное поле, вдали — ангар, рядом с ним стоял самолёт. По линии ДОСААФ (Доброльное общество содействия армии, авиации и флоту) в стране работали спортивные секции, открывались стадионы, строились спортивные школы, проводились соревнования по различным видам спорта.
Молодёжь СССР должна была быть крепкой, выносливой, сильной всегда готовой к защите Родины.
В новомосковском городском парке в 1963 году открылась парашютная вышка, и смельчаки прыгали с неё с парашютом.
На аэродроме работала парашютная секция, аэродром никогда не пустовал. Эту секцию посещал и парень из нашего двора Шура Ефремов. Он был года на два постарше нас, интеллигентный, всегда опрятно одетый, целеустремлённый. Когда я узнала от своих друзей, что Шура ходит в эту секцию, он уже совершил два прыжка с парашютом с самолёта-«кукурузника». Смелый был парень! С целью подготовки парашютистов эти самолёты используются и теперь.
Годы спустя я решила побольше узнать о самолётах, которые видела на новомосковском аэродроме, когда мы, будучи подростками, иногда захаживали туда.
Самолёт, как все его называли «кукурузник», был самым массовым самолётом СССР. Его разработал Олег Константинович Антонов, который и возглавлял конструкторское бюро. Это был первый серийный самолёт.
Такой же самолёт взлетали с новомосковского аэродрома. Знакомые нашей семьи Шура Антонова и её маленькая дочка Леночка всегда летали рейсом «Новомосковск-Куркино» до посёлка Никитское, а до деревни Грязновка, где жила мама Шуры, бабушка Лены, добирались уже по дороге в двенадцать километров пешком или их встречали родственники на телеге, запряжённой лошадью.
Елена Антонова, 1965 год.
В Грязновке не было лётного поля. Мы шутили, перефразируя известную песню А. Пахмутовой, и говорили: «До Куркино только самолётом можно долететь». Ходил до тех мест два раза в неделю и проходящий автобус. Но автобусы, колесящие по деревенским дорогам, не привлекали внимания пассажиров. Самым надёжным, выгодным и удобным видом транспорта был самолёт.
23 августа 1948 года этот самолёт был принят Гражданским воздушным флотом СССР и тогда же получил название АН-2. А лётчики ласково называли егот «Аннушка».
В первое время основной его версией была сельскохозяйственная, отсюда и распространённое название «кукурузник». Он интенсивно использовался при обработке полей. В фильме «В один прекрасный день» (1953 г.) как раз и демонстрируется, как самолёт, низко пролетая, распылял над сельскими полями минеральные удобрения.
Также были десантно-транспортная и санитарная версии самолёта. Для перевозки людей летал самолёт пассажирской модификации АН-2 с десятью-двенадцатью креслами и полками для ручной клади. Было место и для детской люльки. Туалет находился перед первым рядом.
Для наших передвижений АН-2 был незаменим. Ему не нужно было большое поле, самолёт мог приземлиться в степи где угодно: у любой борозды, у любого полевого стана. Летал самолёт на небольшой высоте со скоростью 150-170 км в час.
На новомосковском аэродроме стояла машина для заправки самолётов, и работник, который выполнял эту функцию, жил недалеко от Шуры на посёлке Вахрушево. Когда самолёт приземлялся в посёлке Никитское, на поле выходил сотрудник с флажком в руке и регулировал посадкой, передвижением самолёта по лётному полю.
Здесь же недалеко стоял маленький кирпичный дом, где были касса, радиорубка. Такие же домики были и на небольших лётных полях в деревнях, куда летал самолёт.
В посёлке Никитское дежурный объявлял по радио: «Забрать в Молодёнках два человека. Забрать в Бучалках три человека». А там в деревнях на лётном поле пассажиры ожидали самолёт. Самолёт АН-2 обеспечивал транспортную доступность таких небольших населённых пунктов. И так было по всей стране.
Вспомните фильм «Иван Бровкин на целине» (1958 г.), где мама главного героя прилетела к нему в недавно построенный в степи посёлок именно на таком самолёте.
А Шура рассказала нам о забавном эпизоде, произошедшем в самолёте во время полёта. Некоторых пассажиров укачивало, и им приходилось пользоваться целлофановыми пакетами, чтобы не запачкать салон. А пятилетней Леночке всё было нипочём. Но она тоже взяла у мамы целлофановый пакет, поднесла его к своему ротику и, подражая взрослым, передразнила их: «Кха-а-а, кха-а-а». Это развеселило пассажиров, и они отвлеклись от своих непрятных ощущений и легче перенесли полёт.
А самолёты АН-2 продолжали совершать обыденные рейсы. Другие родственники Лены жили в Серпухове. И много позже она с мамой встречала их на новомосковском аэродроме. Родственники, доехав от Серпухова до Тулы автобусом, летели от неё до Новомосковска уже на самолёте. Этот самолёт широко использовался по всей стране. Это были золотые годы малой гражданской авиации.
В настоящее время аэродром в Новомосковске, к сожалению, не работает, самолёты в полуопустевшие деревни не летают. Грустно.
В одной хорошей известной песне есть такие трогательные слова: «По аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе!»
По нашему аэродрому в те далёкие теперь 1960-е годы не пробегал лайнер и в самолёте не «проходила стюардесса, как принцесса, надёжная, как весь гражданский флот». Но пассажиры летали незаменимым самолётом АН-2, а из них кого-то провожали, кого-то встречали, и у каждого из пассажиров и встречающих-провожающих была своя интересная жизнь, своя неповторимая судьба. А значит, взлетая, самолёт АН-2 тоже пробегал по новомосковскому аэродрому, как по судьбе…
В 2025 году будет 75 лет с начала эксплуатации самолёта АН-2!
Полина Новикова.
Рисунок художницы Елена Моисеевой «Встречаем друзей на аэродроме».