Решили мы на днях обновить кое-что из бытовой техники в доме. Сверились с бюджетом и направились в магазин, в который с экранов телевизоров, компьютеров и билбордов зазывает нас бывший КВНщик.
Зашли в магазин, приглядываем товар. К нам подходит девушка с дежурной улыбкой и фразой «Я могу вам чем-нибудь помочь?», отпугивающей нерешительных клиентов. Начинаем общение. После нескольких минут определяемся с маркой и моделью товара (пусть это будет телевизор). Спрашиваем консультанта об акциях, действующих на данный товар. Девушка, приняв зачем-то заговорческий вид, поведала нам о том, что именно на этот товар сегодня имеется весьма впечатляющая скидка, а также нам предлагается на выбор: получить бонусы на карту или оформить рассрочку. Прикинув еще раз семейный бюджет, мы решили оформить рассрочку (как-никак скоро отпуск, большую сумму сразу выкладывать не с руки). Девушка-консультант с еще более радушной улыбкой оформила необходимые документы и направила нас на кассу.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Как только было произнесено волшебное слово «рассрочка», кассир заявил, что рассрочку можно оформить только в случае, если оформить дополнительный сервис на товар. А это опять-таки деньги. Ну что ж, как говорил аксакал юмора Е.В. Петросян в своем номере про прыжок с моста: «Ну, если прыжок бесплатный, то можно и заплатить». Оформляем сервис, идем снова на кассу. Кассир делает широкий жест рукой в сторону милой девушки, одиноко сидящей в стороне за компьютером, и говорит: «По вопросу рассрочки обращайтесь в кредитный отдел». В этой фразе меня насторожило слово «кредитный», но мы направились к девушке с компьютером, надеясь, что это слово в этот раз к нашему товару не относится. Услышав, что мы собираемся приобрести товар в рассрочку, девушка попросила мои документы и начала оформление. Задав несколько стандартных вопросов о месте жительства, работе, доходе и иждивенцах она сказала, что наше заявление направлено в несколько банков. Я осторожно поинтересовался, точно ли она оформляет рассрочку, на что она, приветливо улыбаясь, ответила: «Да, конечно!». Через минуту она радостно объявила, что наше заявление одобрено одним из банков, распечатала кучу документов и, протянув ручку, стала показывать места, где я должен расписаться. Я спросил про сумму, которую я должен буду выплачивать каждый месяц. Когда улыбчивая мадмуазель озвучила мне её, я опешил, так как она весьма ощутимо не сходилась с моими расчетами. Девушка начала витиевато объяснять, что рассрочку дает магазин, но через банк, а банк устанавливает процент за страховку и обслуживание. Такие, мол, правила.
В общем, так называемая рассрочка оказалась обычным кредитом, по которому я должен был переплатить весьма ощутимую сумму. При этом и в рекламе и на ценнике указано "переплата - 0%". В конечном итоге из магазина мы ушли без товара. Добираясь домой, я размышлял: то ли слово рассрочка изменила свой смысл, а я и не знал об этом, то ли снова дурят нашего брата покупателя. Несколько лет назад в другом магазине, не так сильно раскрученном, мы покупали моей матери стиральную машину. Так там нам оформили реальную рассрочку от магазина без привлечения банков. И никаких процентов сверху за это не взяли. Так почему же веселый КВНщик с экрана произносит это привлекательное слово «Рассрочка», которой на самом деле нет? И не является ли это обманом потребителя?