На Куликовом поле в последние выходные мая традиционно прошел фестиваль авторской песни. В 18-й раз на фестивальной поляне в Монастырщине собрались любители жанра, гости и именитые мастера.
В этот раз последних было больше обычного — Борис Щеглов, Сергей Канунников, Михаил Башаков, Юлия Тузова, Алексей Витаков, Анатолий Багрицкий, Григорий Войнер. Много известных имен, много гостей, много песен, много музыкальных инструментов. Всего фестивальная поляна собрала более шести тысяч гостей и зрителей.
Казалось бы, закончен спор физиков и лириков, отошла в прошлое романтика наших бабушек и дедушек, любивших посидеть у костра под переборы гитары. В наш век новых музыкальных течений и технологий что собирает людей в палатках у костров?
Вот, к примеру, Борис Плотников — профессиональный харпер, преподаватель игры на губной гармонике, музыкант, играющий на стыках разных стилей и жанров, призер двух международных конкурсов, концертирующий музыкант. Он выступает и сольно, и с группой Евгения Маргулиса, и с Михаилом Башаковым. Что его привело на фестиваль авторской песни?
— А все просто, — отвечает Борис, — я с детства люблю песни с хорошими текстами. Я вырос на текстах «Аквариума», группы «Воскресенье», Егора Летова, Михаила Башакова.
На фестивалях авторской песни зачастую можно услышать хорошие тексты, интересные песни.
— Почему своим инструментом вы выбрали именно губную гармошку?
— Мы выбрали друг друга. Я очень хорошо учился (теперь уже сам не знаю зачем) И не было времени заниматься на инструменте, который нужно настраивать, собирать и для которого нужно иметь место. А губная гармоника оказалась удобной и по звуку она мне была симпатична. Купил, и так меня затянуло. И это инструмент, который всегда с тобой. Вышел из дома, достал инструмент и пока идешь в универ — играешь, перемена — играешь, ждешь трамвай или метро — играешь. Теперь играю в основном за рулем: в пробке или на перекрестке, пока стою. Инструмент всегда у меня наготове.
— А не попадало вам за то, что играли в университете, да и вообще не смущало ли это окружающих?
— Я же артист, я для этого и создан, чтобы на меня смотрели, слушали. Понятно, что кто-то там ворчал, куда мне только не обещали засунуть гармошку. Но мне было все равно. Есть техники простые, и если начинаешь играть эмоционально — танцевать или ногой притопывать, то это сразу превращается в интересное действо. Это привлекает внимание, вызывает ответные эмоции, сразу поступают заказы на песни.
— Какое выступление вам запомнилось больше всего?
— Запомнилось, когда первый раз выступил с оркестром и когда в международных конкурсах участвовал. Один раз был очень смешной случай. Мы только начали сотрудничать с Михаилом Башаковым, и он предложил выступить как раз у вас в Туле.
Мы приехали в какой-то клуб, не запомнил его названия, концерт был заявлен на девять вечера, администрация от нас отмахивалась: "потом-потом". В зале — пять человек. В итоге выступление началось в одиннадцать вечера, набился полный клуб народу, который нас вообще не знал, пришли просто как зеваки. А в соседнем зале началась дискотека с характерными звуками «тыц-тыц-тыц». Мы понимали, что нам играть надо только громкие песни, чтобы перекричать эту попсу за стеной. Понятно, что в этом клубе мы были ни к селу, ни к городу, с нашими-то джазовыми импровизациями и песнями с высоким смыслом, но, тем не менее, выступление не провалили. И оно запомнилось.
— Были ли у вас кумиры, на которых вы равнялись? Или пытались создать свой собственный стиль игры?
— Конечно, были и сейчас есть. Есть простая техника: берешь 5 мэтров и пытаешься быть похожим на всех, а все равно в итоге получается что-то свое. Потому что от каждого ты что-то берешь, — так и формируется собственный стиль. Из пустоты ничего не появляется. Не скажу, что они кумиры, но есть те, на кого я равняюсь. Например, Говард Леви. Мне не близка его авторская музыка, но техника у него потрясающа. И я многому у него научился.
- С кем вам больше нравится выступать — с Маргулисом, Романовым или Башаковым?
— Я за вариативность. За эти три месяца у меня было несколько концертов с Михаилом Башаковым, с Евгением Маргулисом и Алексеем Романовым. Отыграл пару сольников, была студийная работа с разными исполнителями: и поп-музыка, и блюз. Мне больше всего нравится разнообразие. Как только я начинаю играть в одном проекте — все это превращается в заезженную пластинку. Очень важно переключаться.
— Какое определение импровизации вы бы дали?
— Сочинение музыки во время исполнения. Например, у меня есть заготовленные фрагменты для концертов, которые я играю. А есть импровизации. Они бывают разными Иногда вообще не знаешь, что будет дальше, а бывает, есть общий план импровизации, по которой она будет и дальше развиваться. Я не люблю, когда все прописано, мне нравится, когда экспромт присутствует. Для меня это принципиальный момент. Всегда было интересно создавать что-то на ходу.
На Куликовом поле Борис Плотников выступил в дуэте с Михаилом Башаковым. В гала концерте они исполнили две песни, которые буквально взровали поляну. А на ночной сцене дали полноценный, полный драйва концерт.
Беседовала Мария Аверкина, студентка 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.
Фото Романа Солопова и Бориса Плотникова (селфи.)