Перед художником, который создает картину, стоит изобразительная задача – нарисовать фон, предметы, портрет и т. д. Так и я хочу взглянуть сегодня во вчерашний день, подобно художнику, и вспомнить свою маму – Юскову Валентину Николаевну, учителя, педагога Чекалинской средней школы Суворовского района Тульской области.
Еще в 1968 году в журнале «Вожатый» №9 ученица 7-го класса Чекалинской школы Надя Афанасьева написала статью о Валентине Николаевне. (Надя стала учителем русского языка и литературы.
«Я хочу вам рассказать о замечательном человеке, которого я хорошо знаю. Это старшая пионервожатая нашей школы Валентина Николаевна Юскова. Если бы вы только знали, что это за человек и как ее любят ребята. Старшей вожатой она работает шестнадцатый год, имеет высшее образование. С детворой, я уверена, она никогда не расстанется. Это человек вечно молодой. Очень много хороших дел у нас в дружине. И в этом большая заслуга Валентины Николаевны. Она всегда впереди, всегда веселая, неунывающая. И радостью и бедой с ней делятся ребята. Вот какой она человек! Валентина Николаевна – скромная, она мало рассказывает о себе. А ведь сколько сил, знаний, умений надо приложить, чтобы заслужить любовь и уважение! Многие ее пионеры, комсомольцы уже закончили школу, стали взрослыми людьми. Но они вспоминают о школе, о своей пионерской жизни, о своей вожатой Валентине Николаевне!»
Мама работала старшей вожатой, а позднее организатором по воспитательной работе в Чекалинской школе. Она руководила поисковой работой –« разыскивала» захоронения погибших лихвинских воинов, без вести пропавших на фронтах войны, родственников воинов, захороненных в братской могиле в г.Чекалине (Лихвине), в сквере.
Она описала историю родного края времен Великой отечественной войны, создала музей «Боевой Славы» при школе. Была инициатором и организатором проведения слетов пионерских дружин, носящих имя Саши Чекалина.
Ее слова из доклада о краеведческой работе: «Школа – это, образно говоря, особого рода « аккумулятор, в котором каждое поколение за годы обучения и воспитания оставляет что-то свое, присущее лишь ему, - интересы, взгляды, увлечения, поступки, и, наконец, подвиги и в тоже время наследует все лучшее, выработанное предыдущими поколениями. Ведь ничто так не влияет на впечатлительную душу подростка, как конкретный живой пример, не отвлеченный, существующий где-то, а находящийся здесь, рядом в стенах родной школы. И чем ярче этот пример, тем сильнее, действеннее его влияние».
Имеет награды.
Историю прислала Пенякина Людмила Викторовна, учитель ИЗО, стаж – 35 лет, работала в школах №14, №30 г. Тулы, в ТГПИ им. Л.Н.Толстого. Теперь - пенсионерка. Этот материал ( из семейного архива ) опубликован на моих страничках в «Одноклассниках» и «В Контакте».