Кирпичная девятиэтажка № 8 на Красноармейском проспекте в Туле была построена в 1972 году. Больше полувека, как и во многих других домах, коммуникации служили на честном, еще советском слове.
— В 2014 году я стала старшей по дому, — рассказывает Надежда Смирнова. — На тот момент мы собирали деньги на общий счет Фонда капремонта. По графику замена коммуникаций в доме была назначена только на 2029 год. В идеале капремонт должен делаться раз в 25 лет, а у нас к тому моменту уже почти 50 лет прошло с момента постройки дома. В подвале постоянно текли водопроводные трубы и канализация. Сырость, запах. Ржавые трубы регулярно прорывались. Чтобы их починить, приходилось перекрывать воду в квартирах. В общем, состояние труб было таково, что они срочно требовали замены.
Жители дома приняли решение сменить способ накопления средств на капитальный ремонт и с общего счета перешли на специальный. После этого стали подбирать подрядчика для выполнения работ.
— У нас в подвале коммуникации не совсем стандартные. Во-первых, один ввод теплосетей вместо двух, как в других типовых домах. Во-вторых, эта система настолько была запутана строителями, что у нас вместо 2 км сетей отопления по дому проходит целых 6! Помимо этого, сам подвал низкий, не везде можно встать в полный рост — затаскивать туда новые трубы нелегко. А значит, лучше все коммуникации менять за один раз. Большой объем работ, особенности их проведения — все это выливалось в приличную сумму. Начались переговоры с подрядчиками; они приходили, смотрели, называли свои суммы.
В большинстве случаев нас смущало, что это индивидуальные предприниматели. Было страшно заключать с ними договоры — боялись впоследствии получить некачественные работы и проблемы.
— С некоторыми готовы были заключить договор, несколько раз подавали документы в Фонд капремонта на проверку, но нерадивые подрядчики допускали столько ошибок в сметах, что их Фонд отклонял, — продолжает Надежда Смирнова. — Сейчас мы рады, что он нас уберег от возможных неудачных сделок.
После нескольких попыток найти подрядчика самим жители решили пойти проторенным путем — изучили реестр подрядных организаций по капитальному ремонту МКД, опубликованный на сайте Фонда капремонта.
— Заменить все сети разом — это было нашей целью, однако фактически денег у нас на счете было только на половину работ. Но подрядчик нашел выход: он решил выполнить работы с рассрочкой на три года, причем на самых оптимальных условиях.
Работы в доме продолжались около полугода. Жители скрупулёзно следили за каждым этапом. В итоге результат оправдал все ожидания.
— В этом доме действительно нужно было делать либо все сразу, либо ничего, поэтому мы решили выполнять работы в рассрочку, — рассказывает директор компании-подрядчика Иван Граев. — В целом рассрочка — нечастая, но применяемая практика. Например, у людей хватает денег на отопление, канализацию и горячую воду, а на холодную — не хватает. Можно, конечно, ждать, когда они еще накопят, но можно и на компромисс пойти.
Большой плюс, что на жителей рассрочка не ложится дополнительной финансовой нагрузкой. Они, как обычно, платят взносы по установленному в регионе тарифу на спецсчет дома.
— Так как Фонд капремонта является владельцем спецсчета, то все первичные документы на оплату подлежат проверке, — рассказывает специалист по связям с общественностью Александра Милорава. — Соответственно, старшие обращаются к нам, приносят документы, им оказывается консультативная помощь: если есть ошибки, то они оперативно выясняются, чтобы можно было исправить документы и подать заново. После проверки Фонд направляет документы в банк для перечисления авансированного платежа или окончательного расчета. Если предусмотрена рассрочка — то и на нее.
Кстати, через год в этом же доме был установлен счетчик на отопление. Работу провел этот же подрядчик, также в рассрочку. На будущий год по подобной схеме запланирована замена электросетей в доме.
Такой пример не единственный. В доме № 9 на ул. Бр. Жабровых в 2020 году в рассрочку была заменена крыша.
— Крыша была в аварийном состоянии и сильно текла, — рассказывает старшая по дому Нина Исаева. — Управляющая компания ее пыталась чинить, но это не помогало. Особенно страдали квартиры на верхних этажах в подъездах № 4 и 6. Решить проблему мог только капитальный ремонт. У нас было немного денежек, но подрядчик, которого мы выбрали из реестра добросовестных организаций, согласился сделать работы в долг. К нашей радости, все было готово за два месяца, хотя в соседнем доме другая организация ремонтировала крышу полгода. И мусора у нас не было во дворе: они подгоняли кран, им поднимали материалы и спускали старые. Мы очень довольны!