Как восстанавливали легендарную тульскую «Катюшу»

Фото Дмитрия Чербы.

Как восстанавливали легендарную тульскую «Катюшу»

За 1,5 месяца бригада из четырех человек совершила чудо: они смогли поставить военный автомобиль на ход и вернуть ему исторический вид.

Корреспонденты Myslo побывали на территории ОАО «НПО «Сплав». В одном из дальних гаражей на огромной территории предприятия предстает картина, явно непривычная рабочим. Рядом с огромными современными «КамАЗами» и «МАЗами» стоит небольшая и скромная «Катюша».

На самом деле очень сложно осознать, что можно взять и поставить на ход статичный многие десятилетия памятник. «Катюшу» забрали с ее привычного места у ТРЦ «Рио» 24 февраля. В честь 70-летия Победы руководство «Сплава» решило сделать городу подарок: восстановить «Катюшу», чтобы она возглавила Парад Победы на площади Ленина 9 мая 2015 года.

Тульская «Катюша» «родилась» в 1944 году, ей уже 71 год.

Сказано - сделано. Задача перед бригадой слесарей-ремонтников предприятия была поставлена непростая: восстановить автомобиль за 1,5 месяца, сохранив при этом наибольшую часть родных деталей.

Сергей Кирильцев, начальник транспортного цеха

- Реконструкция идет полным ходом. Уже много всего сделано: перебрали задний мост, заменили ступичные подшипники, поменяли переднюю балку, усовершенствовали двигатель (поставили оборудование навесное, стартер, карбюратор). И хоть это не оборудование тех лет, мы использовали имеющиеся на складе запасы.
Заново сделали всю кабину. Основа была сгоревшая старая.
Все элементы, которые можно было использовать, мы обновили и вернули назад. В данный момент мы обшиваем кабину древесиной, потому что изначально она была обшита ей. Потом ее обшили металлом. Мы делаем также.
Колеса поставили с имеющейся техники — автомобиля «Газ». Потому что старые пришли в негодность. Большую часть деталей мы изготавливаем на предприятии: всякие шпильки, фланцы…

Как отметил начальник транспортного цеха «Сплава», 90% машины восстановлено. Причем это стоило большого труда:

— Все было трудно: любой узел, любая шпилька. Запчасти некоторые были приварены, другие заржавели… Были приварены к постаменту ступицы колес, они вообще не вращались. Все это болгарками срезалось, — добавил Кирильцев.

Машина будет полностью готова до конца этой недели. Потом ее погонят на покраску. Причем под покровом ночи: не потому что хотят ее как-то «спрятать» от людских глаз, а просто до покраски заводчане считают, что она «почти голая», и неприлично ее такой возить по городу.

Ремонтная бригада «Катюши».
Александр Фомин, Сергей Новиков, Андрей Козлов и Сергей Кирильцев.

 

У всех работников горят глаза: они, как мальчишки, с огоньком во взгляде рассказывают о своей «Катеньке» (по их словам, это раньше она была «Катюша», а теперь она помолодела, посвежела, и ее надо именно «Катенька» называть).

Но создавали шедевр «сплавцы» в очень короткие сроки, а когда они первый раз заглянули в кабину, то просто ахнули от ужаса:

— Сроки были очень маленькие. Когда мы ее привезли в гараж в первый день и посмотрели внутрь, мы ужаснулись: кабина сгорела полностью… Решение было принято делать новую кабину. Брали запчасти со старой машины и использовали их как основу. Сделали кабину. Потом пошло-поехало. И двигатель перебирали, редуктор, коробку… Все снимали, разбирали, — рассказывает Андрей Козлов, — заместитель начальника транспортного цеха «Сплава».

Кабина сгорела, когда еще стояла на своем родном пьедестале. Она была легкодоступна и, видимо, этим поспешили воспользоваться вандалы или подростки-пироманы. Тогда ее потушили, обшили быстренько металлом и покрасили имеющийся каркас. А двигатель разворовали…

— Мы поставили новые фары, восстановили подвижность установки. Ракеты, естественно, не настоящие — сейчас таких уже не выпускают, потому поставили муляж, — добавил Козлов.

По словам зама транспортного цеха, когда он узнал о том, что их бригада будет заниматься реконструкцией «Катюши», у него сердце ёкнуло. При этом все члены команды прилагали большие усилия для того, чтобы не менять машину, а сохранить ее исторический облик.

Рабочие могут часами с восторгом рассказывать о своем в полном смысле слова творении. Не исключение и слесарь Сергей Новиков. Он знает в машине каждую детальку, она теперь для него — любимая «Катенька».

Сергей Новиков, слесарь

- Я — жестянщик и слесарь в одном исполнении. От заднего моста до переднего и до сварки всей кабины — это моя работа. За 1,5 месяца мы восстановили машину. Ходовая часть была заварена наглухо! Нам пришлось разъединять сварочные швы — это была самая тяжелая работа. Но, знаете, когда я узнал, что буду возвращать «Катюшу» к былой красоте, я испытал невероятное чувство гордости и ответственности перед родиной.

Стоит отметить, что последний раз «Катюшу» ремонтировали в 1995 году. Но тогда начинку в ней не меняли, а просто покрасили на «Штампе».

После того, как машину полностью приведут в порядок, она проедет во главе торжественного парада на площади Ленина в Туле 9 мая. За руль «Катюши» сядет опытный водитель со «Сплава».

А уже потом, совершив все торжественные действия, машину вернут на «Сплав», где с нее снимут самые важные детали (чтоб не украли и не поломали), и вернут на законное место. А через пять или десять лет «Катюша» сможет снова торжественно и величаво проехать по площади Ленина, ознаменовав собой очередной юбилей великой Победы.

Автор: Алена Гвоздева, 13 апреля 2015, в 15:30 +15
Другие статьи по темам
Место
Прочее
Игра в ассоциации
Игра в ассоциации
Чемпионат по World of Tanks в Туле: играют все!
Чемпионат по World of Tanks в Туле: играют все!