6 июля в Тульском областном суде состоялось рассмотрение апелляционной жалобы по делу косогорских дачников из СНТ «Металлург-4». Оспорить решение Центрального районного суда Тулы о сносе дачи пыталась Валентина Витюкова.
История о выдворении с участков косогорских дачников началась уже больше года назад, когда собственники СНТ «Металлург» с удивлением узнали, что прямо под их огородами проходит опасная для жизни газовая труба. Теперь собственников СНТ «Металлург-4» заставляют снести дачные дома.
Валентина Витюкова
– Участок нам выделили на Косогорском металлургическом заводе в 1965 году. Все это время мы работали на участке, обустраивали его. Мы никогда не знали о существовании трубы, рядом не было никаких предупреждающих знаков, в документах — обременения на землю, — говорит Валентина Витюкова. — А теперь нас заставляют снести все постройки, заборы за свой счет и еще оплатить госпошлину 6 000 рублей. Конечно, мы не хотим расставаться со своей собственностью. Администрация и газовики молчали все это время, а теперь крайними в ситуации оказались дачники.
Сейчас решение о сносе вынесено уже по шести дачным участкам. На трех из них жители разобрали постройки. Другие еще продолжают бороться.
Истцом в судах выступает «Газпром трансгаз Москва». Представители компании уверяют, что все предъявляемые ими требования в рамках закона: труба несет реальную угрозу для собственников.
На вопрос, почему газовики задумались о безопасности жителей только спустя пятьдесят лет, представитель компании ответила, что причина в ЧП, произошедшем в 2012 году.
Тогда в подмосковном Щелкове в дачном товариществе взорвался газопровод. Пламя было таким сильным, что вырвалось наружу из-под земли, огонь уничтожил 12 построек. Инцидент произошел в ноябре, когда дачный сезон уже был закончен, поэтому ЧП обошлось без жертв. Спустя пять лет это происшествие остается одним из аргументов в суде.
О том, чтобы перенести опасный газопровод, речь не идет, поэтому «Газпром» добивается сноса всех построек в радиусе 175 метров от опасной трубы.
Дачники отстаивают свое право до последнего и ходят друг к другу на судебные заседания.
– Это наша общая беда, поэтому вольными слушателями не заседания ходим по 10-15 человек. Каждый пытается найти хоть какие-то аргументы в защиту своего участка, — объясняет Валентина Витюкова. — Мы пытаемся хотя бы добиться компенсации на собственность, но все безуспешно.
В Туле от обнаружившейся газовой трубы страдают несколько сотен дачников. В масштабах страны все еще глобальнее. Зачистка садовых участков и жилых строений проходит почти во всех регионах России, в том числе в Воронеже, Казани, Тамбове, в Республике Коми.
Представитель «Газпрома» официально заявил в Государственной Думе о 980 000 постройках, подлежащих сносу.
В курсе проблемы даже Президент. Внимание Владимира Путина во время прямой линии к сносу дач привлекла жительница Челябинска. Президент встал на защиту граждан, сказав, что они не должны пострадать.
Однако пока в каждом регионе ситуация решается по-разному. В Воронеже, например, суд отказал «Росимуществу» в сносе дачи в охранной зоне газопровода. В Тамбове за собственников СНТ заступились власти и дело откладывают. В Нижнем Новгороде внесли законопроект, предусматривающий компенсацию для граждан, чье имущество оказалось под угрозой.
К защите тульских дачников подключилась Общественная палата Тульской области.
По итогам круглого стола были выработаны рекомендации по урегулированию этой проблемы:
1. Установить мораторий на предъявление собственникам земельных участков исков о сносе.
2. Рассмотреть возможность создания компенсационного фонда, уполномоченного организовывать работы по выводу объектов капитального строительства и временных сооружений из охранных зон трубопроводов.
3. Рассмотреть вопрос о возможности проведения мероприятий по реконструкции участка магистрального газопровода и переноса его за границы населенного пункта.
4. Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах магистральных трубопроводов и зонах минимальных расстояний, а также перечня ограничений (обременений) на хозяйственную деятельность в этих зонах.
Эти рекомендации направлены в адрес губернатора Тульской области, прокурора области, председателя Тульского областного суда, главы
Myslo следит за развитием событий.