По информации газеты «КоммерсантЪ», Всемирная организация здравоохранения уже в этом году на конференции сторон РКБТ (Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака), которая пройдет с 7 по 12 ноября в индийском Дели, может поднять вопрос об ограничении или запрете тонких форматов сигарет, а так же иных элементов дизайна табачных изделий, усиливающих их привлекательность. В числе таких элементов, помимо уменьшения диаметра сигарет, называется помещение капсул внутри фильтра, которые выделяют аромат после их смятия.
«Исследования показали, что характеристики изделий или элементы дизайна… могут вводить в заблуждение курильщиков и потенциальных потребителей и оказывать влияние на их восприятие, знания и отношение к употреблению табака», — отмечается в проекте доклада. В качестве примера там приведены как раз таки тонкие сигареты, которые «используются табачной промышленностью для охвата женской части населения, и их маркетинг нацелен на укрепление стереотипной ассоциации курения со стройной внешностью».
Учитывая существующие тенденции, если эти рекомендации будут приняты, они имеют все шансы, как и предыдущие рекомендации РКБТ, перейти в законодательный статус для стран-участниц конвенции. Так, например, курение в общественных местах было рекомендовано к запрету в 2007 году, полный запрет рекламы и спонсорства — в 2008-м, и в 2013 году эти нормы вошли уже в российское законодательство.
В России тонкие сигареты (форматы slims, super slims, ultra slims), по данным компании Nielsen, составляют более 40% рынка, так что подобные планы ВОЗ вызывают закономерное беспокойство руководства табачных компаний.
Так, генеральный директор группы «Агроком» (в нее входит «Донской табак») Сергей Сапотницкий выводы авторов доклада находит нелогичными: «Если преследуется цель снижения потребления табачной продукции, то в тонких форматах как раз меньше сырья, чем в стандартных сигаретах».
В JTI (бренд Winston) утверждения ВОЗ о том, что элементы дизайна способствуют распространению курения, называют бездоказательными. Такого же мнения придерживаются в PMI (бренд Parliament): там считают, что часть совершеннолетних потребителей переключится на сигареты стандартных форматов, а для тех, кто не захочет менять свои предпочтения, достаточно быстро сформируется предложение на нелегальном табачном рынке.
В «БАТ Россия» полагают, что любой запрет тех или иных видов табачной продукции «должен основываться только на убедительных научных данных о том, что их использование действительно увеличивает риск для здоровья либо делает сигареты более привлекательными для несовершеннолетних».
Впрочем, директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай говорит, что предложения рабочей группы РКБТ будут внимательно изучены после их поступления в министерство, «до их получения давать им оценку вряд ли корректно».