1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Тульский дворянин провел полвека в горячей точке - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Тульский дворянин провел полвека в горячей точке

Тульский дворянин провел полвека в горячей точке

Василий Потто – ветеран Кавказской войны XIX века – до сих пор считается крупнейшим военным историком. Потто потратил 50 лет, чтобы описать вековую историю покорения Кавказа.

Василий Потто – ветеран Кавказской войны XIX века – до сих пор считается крупнейшим военным историком. Потто потратил 50 лет, чтобы описать вековую историю покорения Кавказа.


Туляк, генерал-лейтенант Василий Александрович Потто: воин, историк и писатель.
Фото 1899 года.

Золото за «музу»

...Летним днем 1854 года Дворянский полк в Санкт-Петербурге был поднят по тревоге для торжественного приветствия цесаревича Александра Николаевича (будущий император России Александр II). Цесаревич в ту пору был начальником военно-учебных заведений, и, пока полк строился, по рядам кадетов (кадеты набирались в полку боевого опыта) ходил слушок, что в полк наследник российского престола приехал по поводу... туляка Василия Потто! В это мало кто верил: кадет Василий Потто только готовился стать прапорщиком – невелика шишка...


Этот дом на улице Дрейера в XIX веке был красивейшим зданием Тулы. Здесь располагался Александровский кадетский корпус, где учился и Василий Потто. Из этих стен вышло 38 будущих генералов!

Но после команды «Слушай!» (офицерский аналог команды «Смирно!») из строя вызвали кадета Потто. Николай I наградил будущего офицера за цикл стихов о Крымской войне – их напечатали в «Журнале военно-учебных заведений», они понравились императору настолько, что он презентовал 18-летнему юноше золотые часы с цепью, и вручить их попросил своего сына. Судите сами:

Забыв поход наш чрез Балканы,
Куда шагнул победный строй,
Нас дерзко вызвали османы
На грозный, но последний бой.
Забыв могущество России,
Забыв всегдашний свой позор,
Хотят, чтоб битвы роковые
Решили долголетний спор...

Горячая точка

В Тульском кадетском корпусе спасателей «ЮНИСПАС», преемнике Александровского кадетского корпуса, чтут память бывшего выпускника. Зам. директора корпуса Владимир Кушников может рассказывать о Потто часами.

Владимир Кушников, зам. директора Тульского кадетского корпуса:
– Патриотизм Василий Потто впитал с молоком матери: он родился 1 января (по новому стилю – 13-го) 1836 г. в семье ротного командира Тульского Александровского кадетского корпуса майора Александра Пото и, как только подрос, тут же добавил в свою фамилию еще одну «т», чтобы не звучать по-французски.



В 9-летнем возрасте Василий – уже кадет. Служит и учится бедный дворянин отменно, получая поощрения «За постоянное прилежание, успехи в науках и хорошее поведение». Он мечтает стать офицером, и в июне 1855-го мечта сбывается: прапорщик Потто для прохождения службы прибывает в Новороссийский драгунский полк на границе с Турцией. Сказать, что Василий попал в горячую точку, ничего не сказать. Вылазки на турецкие позиции и отражение набегов здесь – обычное дело.

Крымская война уже заканчивалась, и не в пользу России: пал Севастополь, осажден Батум, атакованы укрепления на Балтике и даже на Камчатке...

России нужен реванш, и взять его можно только здесь, на Шорахских высотах, перед крепостью Карс.

В войсках это понимают, поэтому и дух в них царит небывалый. 19-летний прапорщик тоже рвется в бой, даже не представляя, какая «мясорубка» его ждет...

Турецкий гамбит

11 сентября со стен турецкой крепости начинается канонада: турки стреляют холостыми – празднуют сдачу Севастополя. Русских это бесит. Ночью русские «пластуны» (разведчики) пробираются к чакмахским батареям, осматривают их, замеряют глубину рвов, чтобы знать, как вести кавалерию! Этот случай и весь штурм крепости Василий опишет потом, когда решит стать писателем, а пока он только запоминает и наблюдает. Идет подготовка к штурму.

Пластуны принесли две новости: хорошую и плохую. Плохая – турки установили крупнокалиберную артиллерию – 140 орудий! Но укрепления с южной стороны Карса чуть слабее...


Так в 1906 году выглядел «Кавказский военно-исторический музей» в Тифлисе, организованный Василием Потто. Количество посетителей – 35 000 в год!

Крепость с гарнизоном в 30 000 бойцов стоит на самой высокой точке Карадага, а в распоряжении командующего русским корпусом генерала Николая Муравьева – 25 000: идти на штурм – безумие. Но командующий выполняет волю императора и на рассвете 17 сентября Муравьев обращается к солдатам: «Ребята! Вы идете на славное дело, на дело, о котором будет говорить вся Россия: вы идете брать Карс. Я надеюсь, вы будете драться, как храбрые солдаты!»... Полковник Вильямс (английский консультант в Карсе), увидев русские колонны, поздравил офицеров с победой: он был уверен, что русские обречены. Ураганный огонь наши полки не остановил, и крепость все-таки пала, пусть и спустя 108 дней...

Нестор Кавказа

«Нестором кавказской войны» назовут Потто много лет спустя, когда он напишет 12 томов «Кавказской войны», «Военную хрестоматию», несколько трудов по истории русских полков и сотни рассказов. 50-летие его литературной деятельности в Тифлисе праздновали пять дней! Потто, к тому времени уже генерал-лейтенант, принимал поздравления от императора Николая II (прислал с нарочным золотую табакерку с бриллиантами), высшего командования Кавказского военного округа и предводителей дворянства. В честь Потто был отслужен молебен...


Книга Потто «Кавказская война» была так популярна, что ее выпускали «карманным» вариантом для простых солдат.

Умер Потто 29 ноября 1911 года, успев принять награды от трех российских императоров. Похоронен наш великий земляк в Тифлисе, где и прослужил большую часть жизни. Труды Потто актуальны и сейчас: обычаи на Кавказе с тех пор мало изменились и знание их полезно не только военным.

В статье использованы материалы из книги В. А. Потто «Кавказская война».

Кстати
Правда о войне

Историки не могут договориться о дате начала и конца Кавказской войны, а историк и ветеран этой войны Потто на все уже ответил. Чем были опасны абреки, Потто объясняет просто – приводит текст клятвы абрека:

Я, …, сын честного и славного джигита, клянусь святым местом, на котором стою, принять столько-то-летний подвиг абречества, – и во дни этих годов не щадить ни своей крови, ни крови всех людей, истребляя их, как зверей хищных. Клянусь отнимать у людей все, что дорого их сердцу, их совести, их храбрости. Отниму грудного младенца у матери, сожгу дом бедняка, и там, где радость, принесу горе…

Россия воевала не с горцами, а только с бандитами: российского императора в XIX в. охраняли…

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

11 января 2011, в 18:07
Другие статьи по темам