В год 70-летия Победы вопрос об экстремизме встал особенно остро. Причем, как это иногда случается, местами не обошлось без перегибов – так, например, с продажи был снят откровенно антифашистский комикс «Маус» из-за того, что на его обложке была изображена нацистская свастика. Что немудрено – комикс, в котором фашисты представлены даже в плохом свете, без нацисткой символики представить трудно. Правда, в данном случае решение приняли сами владельцы магазина, а не правоохранительные органы, но здесь есть важный нюанс – решение руководство приняло после того, как в одном из московских магазинов на Лубянке изъяли партию игрушечных солдатиков, на которых была изображена свастика. Перестраховались, в общем.
Вопросы экстремизма, а именно к экстремизму относится пропаганда нацизма, регулируются 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Именно согласно этому закону недавно в Плавске прокуратура обязала управляющие компании оттирать свастику со стены многоквартирного дома. Однако практически аналогичное (разве что более качественно и профессионально нарисованное) изображение красуется на въезде в Тулу – на хвосте самолета на памятнике «Защитникам неба отечества».
Как и владельцы магазина, мы решили перестраховаться и замазать изображение свастики.
На всякий случай.
С точки зрения банальной логики все понятно – свастика лишь указывает, что самолет «плохой», фашистский, и ничего нацистского, разумеется, не пропагандирует. Однако закон на то и закон, что относится ко всему не с «банальной логикой», а дает в себе четкие и конкретные определения, поэтому с юридической точки зрения обе свастики равнозначны и обе являются «публичной демонстрацией нацистской атрибутики».
Неужели памятник, который уже успел полюбиться тулякам, нарушает закон?
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Андрею Пономареву.
Как выяснилось, все зависит от правоприменительной практики в каждом конкретном случае.
- Предоставляемый Вам материал, скорее, теоретическое изложение сущности ответов на заданные вопросы. Однако оно имеет место быть, так как правоприменители (правоохранительные органы, прокуратура, суд) исходят из этих посылок в каждом конкретном отдельном случае. В данной ситуации (Плавск) прокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности в действиях конкретной организации, занимающейся обслуживанием жилого дома.
- В законе я не нашел указаний о каких-либо социокультурных объектах или исключениях в вопросах публичной демонстрации нацистской символики.
- Да, это так. В законодательстве имеется пробел, однако, исходя из практики применения... Кроме этого, как у нас в стране, так и за рубежом, в странах с "трепетным" отношением к фашизму, достаточное количество памятников, в которых в той или иной форме используется нацистская символика (памятник в Трептов парке).
Похожей позиции, правда, относительно интернета, придерживаются и в Роскомнадзоре. Ведомство не расценивает размещение нацистской символики в интернете нарушением закона «О противодействии экстремистской деятельности», если она не опубликована в качестве пропаганды нацизма. Сама по себе публичная демонстрация не является пропагандой и может быть оправдана в исторических, научных или подобных целях.
- Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма, - отмечают в Роскомнадзоре. - По заключению экспертов, использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов.
Иными словами, за селфи с памятником вам ничего не грозит.
В начале лета на улице я заметил одного необычного молодого человека, который всем своим видом демонстрировал приверженность нацистских убеждений. Не заметить это было довольно сложно – на обоих локтях у парня были тату в виде свастики. Как трактовать подобное с точки зрения закона? Будет ли его появление на улице автоматически считаться публичной демонстрацией или нет? Что грозит таким людям: штраф, домашний арест, какая-либо принудительная ликвидация тату, или что-то подобное, ведь, по сути, эти люди постоянно нарушают закон?
- Отсутствие на территории региона (Тульской области) судебной практики по вопросу нанесения тату с нацистской символикой не позволяет однозначно трактовать, как публичную демонстрацию, все индивидуально и конкретно, - рассказал Андрей Пономарев. - Пример был в Ленинградской области, когда привлекали к административной ответственности осужденного, находящегося в местах лишения свободы, за публичную демонстрацию нацистской символики в виде татуировок в местах общего пользования (баня, душ). Насколько мне известно, административное производство прекращалось в связи с отсутствием именно пропаганды идей нацизма.
Вероятно, за саму татуировку, если вдруг решитесь на такое, уголовное преследование вам не грозит. Но если вы вскинете забитую свастикой руку в характерном приветствии или будете пропагандировать идеи нацизма, то подобная символика на коже послужит дополнительным поводом для ужесточения наказания.