Удача – это, конечно, прекрасно, но очень тяжело прийти из точки А в точку Б, если не понимать, что это за точка Б и где она находится. Маркетолог Сергей Воронин рассказывает, как ставить такие цели, которых реально достичь.
Сергей Воронин.
В книжке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть замечательный диалог между Алисой и Чеширским Котом:
– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
«Пойти туда, не знаю куда» – так бывает только в сказках. Вы должны знать, куда идете, и отчетливо видеть пути. Иными словами, для достижения результата нужно ставить перед собой цели.
Но как правильно ставить цели? Наверняка многие из вас слышали о SMART-целеполагании. Многие слышали, но применяют единицы. Это не маркетинговая методика, а в большей степени методика из менеджмента.
С ее помощью можно ставить не только деловые или рабочие, но и жизненные цели.
Итак, SMART – это английская аббревиатура. Расшифруем каждую букву сразу с русским переводом. Итак, цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной, ограниченной во времени. Теперь по порядку:
- Конкретная (Specific) – сформулирована конкретно, точно и понятно.
- Измеримая (Measurable)– поддается количественному определению с указанием критериев, которые позволят измерить степень достижения.
- Достижимая (Attainable)– реально выполнимая, но требующая приложения усилий.
- Релевантная (Relevant)– поддерживающая цели подразделения или бизнеса, вносящая вклад в достижение глобальных целей компании или глобальных целей собственника бизнеса.
- Ограниченная во времени (Timebound)– с указанием точных сроков исполнения.
Только постановка целей по SMART позволяет максимально приблизиться к их достижению.
Пример правильно поставленной цели: «Отдел сбыта должен увеличить продажи линейки продукта Х в этом году в Центральном регионе на 50%».
Детализированная SMART-задача будет звучать примерно так: «Для увеличения продаж продукта Х на 50% в этом году будут дополнительно наняты два менеджера. Запланированный рост продаж: 10% в первом квартале, 15% во втором, 5% в третьем и 20% в четвертом». Цель в формате SMART – предельно конкретная, измеримая и реалистичная. Учтены сезонные колебания спроса на продукт Х и названы меры, которые необходимо предпринять для завершения задачи.
Ставьте цели, достигайте их, и пусть символом нового года для вас будет большая свинья-копилка, полностью набитая крупными купюрами!