Наедине с Чайковским

Наедине с Чайковским

Как часто вы посещаете усадьбы великих людей? Дмитрий Койда dk1974 приглашает всех нас в усадьбу Петра Ильича Чайковского.

                                        

- Хочу поделиться с вами невероятными впечатлениями от только что случайно посещенного музея П. И. Чайковского в Московской области. Находится он в центре города Клин.

К своему стыду ранее не знал о музее вообще ничего. Мои эмоции вызваны прежде всего тем, что я не ожидал увидеть столь масштабный комплекс в городе с населением менее 100 тыс.человек.

Так же на восприятие повлияла энергетически солнечная погода.

До этого все дни были пасмурными и хмурыми:)

В это воскресное утро у входа в музей я оказался единственным посетителем. Из-за отсутствия времени (нужно было успеть вернуться днём домой до которого 290 км) моей целью было беглое знакомство с данным объектом.

Но, самостоятельная экскурсия затянулась на час. В каждой комнате дежурили сотрудники музея. Поскольку я был один и соответственно находился в центре их внимания, мне нужно было со всеми поздороваться и для приличия задать хотя бы пару вопросов о Чайковском, который смотрел на меня отовсюду.

Сразу сориентирую вас по времени. Для того чтобы погулять на улице по открытой территории музея, далее обойти все витрины, читая описания и рассматривая экспонаты нужно минимум часа два.

Крайне рекомендую воспользоваться ауди-гидом либо заказать экскурсовода. Так же имейте ввиду, что здесь находится концертный зал в котором проводятся различные музыкальные представления (афиша есть на сайте). Если всё это совместить, то вы точно будете в полном восторге.

Государственный дом-музей П. И. Чайковского- музей в городе Клин Московской области. С 2013 года является центральным музеем Государственного мемориального музыкального музея-заповедника им. П. И. Чайковского.

Расположен в доме, который знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский снимал у мирового судьи В.С. Сахарова в последние годы жизни, с мая 1892 года.

Старейший мемориальный музыкальный музей в России, создан почти сразу после смерти композитора. В доме полностью сохранена бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, его личные вещи, библиотека, архив.

В 1916 году по завещанию брата композитора Модеста Ильича Чайковского дом перешёл в ведение Московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохранён и будет поддерживаться.

Музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Документальные кадры последствий разграбления дома-музея немецкими войсками представлены в советском фильме «Разгром немецких войск под Москвой». Я посмотрел сегодня этот фильм. Уникальные тяжелые кадры начинаются с 48:30 минуты. Там есть и про нашу Ясную Поляну. Эту хронику я также видел впервые.

Самое большое открытие и потрясение меня ждало на втором этаже концертно-выставочного здания.

Здесь я услышал голос Чайковского. Я даже не знал, что существует подобная запись. Я стоял один посреди комнаты и впервые слышал живые слова такого великого человека.

Вспомнились свои ощущения, когда школьником в музее города Улан-Батор я прослушивал речь Ленина. Здесь, несмотря на более взрослые годы, было тоже самое (в плане впечатлений).

Запись организовал в 1890 году Юлий Иванович Блок — меломан и энтузиаст ранней звукозаписи, который в 1889 году первым привез в Россию фонограф Эдисона.

Изначально идея заключалась в том, чтобы записать на фонограф игру великого пианиста Антона Рубинштейна, однако тот наотрез отказался записываться. Тогда присутствующие, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, просто начали баловаться с аппаратом, записывая все, что придет в голову. На записи слышно, что участники не теряют надежды усадить Рубинштейна за фортепиано.

В компанию, столпившуюся у фонографа, входили: солистка Большого театра Елизавета Лавровская, пианист, композитор, основатель и первый директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн, пианист и дирижер, директор Московской консерватории Василий Сафонов и пианистка Александра Губерт.

Расшифровка записи:

«Е. Лавровская: Противный Кузьмин! Как он смеет называть меня коварной! (Кто-то из присутствующих поет.)
П. Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше!
Е. Лавровская: (Поет.)
П. Чайковский: Блок молодец! А Эдисон — еще лучше!
Е. Лавровская: (Кукует.)
В. Сафонов: Peter Jürgenson in Moskau!
П. Чайковский: Кто сейчас говорил? Кажется, голос Сафонова! (Свистит.)
Е. Лавровская (Рубинштейну): Антон Григорьевич, сыграйте что-нибудь! Увековечьтесь. Пожалуйста… Несколько аккордов… Пожалуйста, Антон Григорьевич, сыграйте!
А. Губерт: Lassen sie sich erweichen!
. А скорушко все устроится!
В. Сафонов: Ну, маленький, ну, пару аккордов!
А. Рубинштейн: […] Да, это дивная вещь!
Ю. Блок: Наконец-то!»

Ещё в этом зале находится посмертная маска композитора. Представляете мои эмоции, когда я остался с ней наедине лицом к лицу. Волнительно и удивительно в такие моменты...

А теперь длинная, но крайне занимательная история создания музея. Я её прочёл уже после визита. Честно скажу, загорелся съездить повторно, но уже с гидом. Наверное, попробую организовать сюда групповую поездку для своих сотрудников. Читать будет интереснее, если негромко включить музыку (она в самом низу).

В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, довольно известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора.

Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там.

Облик пристройки — кабинета Модеста Ильича, комнаты Владимира Львовича и небольшой приемной с плетеной мебелью, — значительно отличается от комнат, которые занимал композитор. Стены и потолок обшиты сосновыми досками и украшены накладной резьбой, выполненной клинскими мастерами-краснодеревщиками.

Музыковед В.В.Яковлев, посетивший Клин в 1919 году, писал: "Окидывая беглым взглядом уже виденное, уходишь из комнат композитора с ощущением, что вся обстановка таит в себе черты уже исчезающего, неповторимого быта; впервые представляется, что и 80-е и 90-е годы имели свое лицо, и даже, что эта недавняя старина interieur'ов, мало у нас уважаемая, имеет право на признание ее вкуса, по крайней мере, в убранстве помещений у наиболее восприимчивых к красоте представителей этих десятилетий.

Совершенно иное впечатление от верхних комнат, принадлежавших Модесту Ильичу, — здесь отражение итальянских вкусов брата композитора, влияние других идей, другой эпохи: попадаешь в кабинет нового Фауста, где хочется углубиться в чтение истории старого доктора Иоганна, Бенвенуто Челлини и средневековых легенд"

Модест Ильич Чайковский сыграл исключительную роль в деле увековечения памяти великого музыканта и как создатель музея, ставшего первым в России музыкальным мемориальным музеем, и как составитель первой и наиболее полной биографии Чайковского, и как организатор концертов в пользу "фонда Чайковского".

За новое для себя дело — создание музея — Модест Ильич принялся с необычайной энергией. Он не только сохранил все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но и собрал огромное количество рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и многих других уникальных материалов.

Большую помощь в этом ему оказали, прежде всего, ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин, С.И.Танеев, которые не только собирали реликвии, но и привлекали к этой работе других.

Широчайшая образованность и разносторонняя деятельность позволяли Модесту Ильичу участвовать в работе всевозможных обществ: Русского театрального и Общества русских драматических писателей, быть членом Главной дирекции музыкального общества и присутствовать в качестве его делегата на Международном музыкальном конгрессе в Риме.

Настоящим сокровищем является книжная и нотная библиотеки М.И.Чайковского.

Его библиотека на русском и иностранных языках, насчитывающая свыше двух тысяч томов по самым разным отраслям знания, содержит сочинения Аксакова, Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, Лермонтова, Байрона, Шекспира, Мильтона, Данте, Гейне, Гете, Клейста, Франса, Флобера, Мопассана, Золя, книги Ибсена, Киплинга, Метерлинка, Гамсуна, Мережковского, произведения античной литературы, философские труды Шопенгауэра, Спенсера, Ницше, многотомные издания по искусству, написанные Вазари, Бенуа, Грабарем, книги по истории, психологии, логике, языкознанию и теории литературы, экономике и социальным проблемам, педагогике (Модест Ильич был воспитателем глухонемого мальчика Николая Конради), множество путеводителей по разным странам, городам, музеям.

Значительное место в библиотеке занимают журналы, русские и иностранные, а также словари, и, прежде всего, многотомные энциклопедические: русский (Брокгауза и Эфрона) и французский (Ларусс).

Нотная библиотека состоит, главным образом, из произведений русских и иностранных композиторов в переложении для фортепиано в четыре руки. Некоторые экземпляры — произведения Глазунова, Направника и других композиторов — с дарственными надписями Модесту Ильичу.

На фото стол за которым П.И.Чайковский написал несколько своих последних произведений.

В этой пристройке, в своем кабинете Модест Ильич написал биографию Чайковского. Собранный в процессе работы над этим фундаментальным трудом огромный материал — рукописи, письма композитора, письма к нему, воспоминания о нем современников, афиши и программы спектаклей, концертов — послужил основой архива созданного им музея.

М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда.

В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге и дома Бетховена в Бонне.

Началась новая страница в истории этого дорогого памятного уголка земли. После смерти основателя Дом-музей П.И.Чайковского пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических.

Осенью 1917 года Н.Т.Жегин, на которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем, обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 году.

В конце 1917 года музей пережил тревожное время: в дом композитора, на половину Модеста Ильича, вселился с семьей анархист Дорошенко, который имел обыкновение по утрам, только встав с постели, расстреливать из револьвера портрет римского папы Иннокентия, украшавший стены спальни создателя музея.

В апреле 1918 года Дорошенко был арестован. В июле этого же года клинский исполком хотел занять первый этаж дома и половину М.И.Чайковского под "Пролеткульт", детский дом или какое-либо другое учреждение. И только вмешательство отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, пославшего в Клин телеграмму: "Дом-музей П.И.Чайковского ни уплотнению, ни занятию каким-либо учреждением не подлежит, ввиду его исторической ценности", не позволило осуществиться этим намерениям.

В 1918 году музею была выдана охранная грамота. Конец 1918 года ознаменован еще одним событием — в музей поступили архив и библиотека композитора С.И.Танеева. Таким образом было положено начало собиранию музеем архивов музыкальных деятелей.

Большое значение для развития музея имело созданное в 1920 году "Общество друзей Дома-музея П.И.Чайковского", которое не только внесло свежую струю в работу музея, но и создало предпосылки для дальнейшего укрепления и развития этого памятника русской музыкальной культуры.

В мае 1921 года хранителем музея был назначен Н.Т.Жегин, много сделавший для его сохранения, неутомимый собиратель материалов о жизни и творчестве Чайковского и современных ему музыкальных деятелей. 26 августа 1921 года Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР Дом-музей был объявлен государственной собственностью.

Средства на содержание музея складывались из бюджетных ассигнований и процентов отчисления с авторского гонорара, получаемого от исполнения произведений П.И.Чайковского и от постановок пьес его брата-драматурга.

Немалым вкладом были и средства Общества друзей Дома-музея П.И.Чайковского, которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок.

В 20-е годы самыми значительными были выставки, посвященные А.С.Пушкину и С.И.Танееву, и выставка "Современники П.И.Чайковского". Большинство экспонатов этих выставок было приобретено на средства Общества.

В 30-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечалось в 1940 году, начинается систематическая работа по изучению творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.

С 1953 года Государственное музыкальное издательство осуществляет издание полного собрания сочинений П.И.Чайковского. В это издание входят многие материалы архива Дома-музея, в работе принимают деятельное участие сотрудники музея.

С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского — в Удмуртию, в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов.

Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах. Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже — в комнатах Чайковского и его брата — были устроены солдатские казармы.

После освобождения Клина музей был в очень короткий срок отреставрирован и возобновил свою музыкально-просветительскую деятельность среди населения и воинов Красной Армии. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

Семь десятилетий послевоенной жизни музея — это труд нескольких поколений людей, превративших его в центр музыкальной культуры мирового значения. В эти годы получили дальнейшее развитие основные направления его деятельности: сохранение и реставрация усадьбы и коллекций, огромная собирательская работа, в результате которой уникальные фонды музея почти удвоились по сравнению с довоенными, научная пропаганда творческого наследия Чайковского, формы которой чрезвычайно разнообразны.

Петр Ильич Чайковский — одна из величайших фигур мировой культуры. Его музыка, общечеловеческая по своему содержанию, несущая в себе высокие идеи гуманизма, любима народами всех стран. Вот почему дом в Клину стал настоящей музыкальной Меккой.

За более чем столетнюю историю музея его посетили миллионы людей со всего земного шара. Дом Чайковского обладает покоряющей притягательной силой, дает каждому, приехавшему сюда, прекрасную возможность "встретиться" с гениальным музыкантом в его среде, в его времени, погрузиться в тот самый предметно-пространственный мир, верный даже в деталях, который окружал его.

При этом не возникает впечатления мертвенности, музейной застылости — дом продолжает жить, потому что в нем не замолкает музыка. Продолжает звучать рояль Чайковского, с которым связана одна из традиций музея: дважды в году — в день рождения композитора, 7 мая, и в день его памяти, 6 ноября, старый беккеровский рояль наполняет волшебными звуками и уютную гостиную, и примыкающие к ней комнаты, и подступивший к окнам дома парк.

В день памяти композитора одновременно отмечается и годовщина Шестой симфонии, величайшего шедевра мирового искусства. Поэтому день памяти Чайковского каждый раз становится днем торжества его музыки, неувядающей его славы.

Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие.

Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям, в доме ее автора воспринимается совершенно иначе. Ярче выявляются искренность, непосредственность и доверительный тон лирического высказывания композитора, а в исполнении ощущается взволнованность и приподнятость. Эта традиция зародилась в двадцатые годы, и неизменно поддерживается.

Почетное право играть на рояле композитора предоставляется и молодым пианистам — лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: "У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле".

За ним последовали: Джон Огдон, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский и другие. Постоянным участником концертов в Клину стал лауреат VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Плетнев. Замечательный пианист, композитор, дирижер, человек разносторонних интересов, М.Плетнев исполняет всю фортепьянную музыку Чайковского. Работа над его сочинениями, по мнению артиста, является своеобразным критерием зрелости, мастерства, культуры музыканта. Играя Чайковского, нельзя скрыться за виртуозные элементы, так как это "композитор души".

Членами жюри, участниками и почетными гостями девяти конкурсов П.И.Чайковского в парке музея посажена целая аллея прекрасных деревьев в знак глубокого преклонения перед гением.

К шуму их ветвей присоединяется и шум деревьев, посаженных выдающимися деятелями музыкальной культуры мира: дирижерами Леопольдом Стоковским и Риккардо Мутти, певцами Антониной Неждановой, Леонидом Собиновым и Марией Биешу, артистами миланского театра Ла Скала.

Дом-музей П.И.Чайковского в Клину — один из старейших мемориальных музеев мира — по сути своей является музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые для этого компоненты.

Мемориальный дом — сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое целое старинный парк и усадебные постройки — все это в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу, и требует исключительно бережного к себе отношения.

Вот почему сохранение и реставрация музейного комплекса, всех его слагаемых — от зданий до каждого мельчайшего музейного экспоната, предмета, документа — является одной из главных задач музея.

Во время реставрации ставится цель донести до наших современников и потомков первозданность памятника, снять все позднейшие наслоения, восстановить утраченные элементы. Эта огромная научно-исследовательская работа опирается как на тщательные натурные исследования, так и на архив музея.

В завершении заметки предлагаю вам немного послушать лучшие произведения П,И.Чайковского

Надеюсь, вам понравилась моя виртуальная фото-прогулка по музею.

А теперь уважаемые господа и дамы, отрывайтесь от своих офисных стульев, кресел, а так же уютных домашних диванов и приезжайте в город Клин. Пётр Ильич вас очень ждёт!

  • Адрес музея:141600, Московской обл., г. Клин, ул. Чайковского, 48. Телефон: 8-49624-2-10-50. Web-адрес: tchaikovsky-house-museum.ru

    При написании использовались материалы http://tchaikovsky-house-museum.ru/index.shtml.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой.
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Опрос

А как у вас с классической музыкой?..

Автор: dk1974, 28 марта 2016, в 10:57 +18

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!

Санкт-Петербург. Интересности
Санкт-Петербург. Интересности
Сахалин
Сахалин