1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Улицы
  5. История Красноармейского проспекта: бюро добрых услуг, модный пивбар и салон для новобрачных - MySlo.ru
История Красноармейского проспекта: бюро добрых услуг, модный пивбар и салон для новобрачных
Модное кафе и пивбар – гордость тульской архитектуры Фото из коллекции В. Щербакова

История Красноармейского проспекта: бюро добрых услуг, модный пивбар и салон для новобрачных

Вспомним Красноармейский в советский период!

Со старых времен на Красноармейском проспекте некоторые значимые постройки – такие, как бывшее Реальное училище, остались. Но поскольку формировался он в поздние советские времена, то мы и пробежимся сегодня именно по зданиям советского времени. По всем – не успеем. Не будет ни овощного, ни промтоварного, касс «Аэрофлота», даже в видеосалон зайдем в другой раз. Но кое-что интересное все же останется.

VScmuqvwK2I.jpgНовые кассы аэрофлота.

Самое модное кафе

Современный символ Красноармейского проспекта – шестнадцатиэтажный дом на перекрестке с Советской. Долго время он был самым высоким в городе, и до сих пор остается одной из архитектурных доминант города. Об истории этого дома мы писали в прошлом году, так что не будем повторяться. В качестве отправной и символической точки для путешествия по Красноармейскому советской эпохи назовем дом, который стоит на Советской улице и как бы замыкает проспект – бывший Дом обуви.

cRWVszsUJW4.jpgМагазин Дом обуви. 1974 г.

Появилась эта красота в начале шестидесятых годов, в период, когда перспективного плана будущего облика Красноармейской улицы еще не существовало в природе. Комплексный проект застройки, реконструкции и художественного оформления Красноармейского проспекта был создан только в 1973 году. Единственное, что оправдывает перед историей авторов идеи Дома обуви, заслонившего вид на кремль, так это то, что рано или поздно нечто подобное случилось бы. Дом появился на месте пустыря, долгое время мозолившего глаза общественности после сноса старинного Николочасовенского храма. 

1Xqdrixt_lQ.jpgВ красном кирпичном доме сразу за шестнадцатиэтажкой
размещался комбинат «Сто услуг».

Сразу после шестнадцатиэтажки, на первом этаже кирпичного дома, располагался бытовой комбинат «Сто услуг». Бытовые комбинаты – изобретение советского времени, примыкающие по широте замысла к фабрике-кухне, которая заменяла бы нудные домашние заботы по приготовлению обедов. Бытовой комбинат должен был обеспечить стандартный минимальный набор запросов среднестатистического советского человека. 

В бытовом комбинате «Сто услуг» имелись швейное ателье высшего разряда, часовая мастерская, приемный пункт химчистки и крашения, фотоателье и цех срочного ремонта обуви. Все это было чрезвычайно востребовано, поэтому если клиент сдавал одежду в химчистку или обувь в починку, он никак не мог ожидать, что ее вернут на следующий день. В лучшем случае, по срочному тарифу, мог получить ее через несколько дней. Здесь же располагалось и Бюро добрых услуг для заказов на всякие мелкие работы по дому. Откровенно говоря, автор не знает ни одного человека, который бы воспользовался заказом добрых услуг на дом. Но, наверное, кто-то все же это делал, раз служба существовала.

В следующей кирпичной многоэтажке поселился классический советский гастроном с большими стеклянными витринами. Все большие магазины, особенно те, в которых имелся штучный отдел, то есть продажа алкоголя, традиционно имели свои клички у окрестного населения, склонному к излишествам в потреблении спиртного. Этот магазин на сленге назывался Стекло.

kfGsrcbAWl8.jpgМагазин гастроном. На местном сленге – Стекло
Фото из коллекции В. Щербакова.

Завершало же ряд заведений обслуживания повседневных нужд простого советского человека одноэтажное сооружение кафе необычной ступенчатой формы, открытое в 1981 году. Оригинальными заведениями общепита в те времена не баловали, поэтому сразу же после того, как кафе вошло в строй, оно стало одним из самых модных заведений в городе. Кафе было разбито на небольшие секции. Одна из них – зеленый зал с мебелью, отделанной зеленой кожей, и деревянной резной стойкой. Здесь можно было попить соки, чай, полакомиться мороженым. В следующей секции под оригинальными светильниками была устроена стойка с коктейлями и фирменными закусками. Одновременно кафе могло обслужить сто человек. Между прочим, с момента открытия здесь работали бармены, имевшие опыт аналогичной деятельности в Киеве и Днепропетровске. Как и полагается приличному модному заведению общепита, по вечерам посетителей радовали дискотека и цветомузыка. Здание настолько радовало глаз, что оно появилось на многих выставочных снимках Тулы того периода времени.

Вскоре после кафе открылась и следующая секция – пивной бар. Сказать, что он стал популярен в народе – ничего не сказать. В это пивное царство, стилизованное под погребок, да еще с искусственными сталактитами, свисающими с потолка, еще попади. Как правило, перед входом томилась в очереди небольшая толпа страждущих, ведь одновременно бар могли посетить всего-то пятьдесят человек, а пива, которого в свободной продаже почти не было, хотелось всем.

Мансарда для художников

Необычное здание из красного кирпича появилось и на перекрестке Красноармейского и Лейтейзена. Его предназначение в некотором смысле было схоже с картиной на стене в квартире Дяди Федора, которая, как мы все помним, загораживала дырку. Этот дом загораживал вид на мастерские Тульского трамвайного депо, появившиеся тут еще в двадцатые годы. Впрочем, дом спланирован настолько удачно, что сейчас никто и не задумывается о столь нетрадиционном его предназначении.

Для всех нас это здание, на первом этаже которого расположен Тульский выставочный зал. Но художников здесь почтили вниманием и еще одним необычным способом. На десятом, мансардном, этаже были устроены индивидуальные мастерские для туляков, членов Союза художников СССР. Тут были мастерские заслуженного художника РСФСР А. Калинникова, графиков А. Макарова и Ю. Козловцева, скульптора С. Самылова. На резонный вопрос, что стало с мансардой сейчас, ответим, что она и в новые времена используется по прямому предназначению – в качестве мастерских художников.

В том же доме, но формально по приписке к улице Лейтейзена, располагалось царство чего угодно. Называлось оно комиссионный магазин или, в просторечье, комиссионка. Комиссионки были одним из официальных источников дефицита, где по случайности можно было купить модную и нужную вещь. Не зря одна из самых популярных песен советского шансона из репертуара Аркадия Северного так и называлась – «Комиссионный решили брать». 

Для примера комиссионка на Лейтейзена принимала на реализацию мужскую и женскую одежду, платья для невест, обувь, головные уборы, ткани, кожгалантерею. А также фотоаппараты и фотопринадлежности, часы, радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, усилители, мебель, велосипеды, легкие мотоциклы и мотороллеры, электротовары, хрусталь и стекло, картины, предметы декоративно-прикладного искусства, различные украшения и меха. В общем, годилось все, что только можно впарить другому покупателю, иногда и по безбожным ценам. Даже несмотря на пристальный интерес ОБХСС быть причастным к миру комиссионки – редкое везение. Вспомним, что Дима Семицветов из фильма «Берегись автомобиля» именно этим и промышлял – придерживал за взятку импортный магнитофон, который в обычную торговлю не мог поступить, продавался только в комиссионках.

Магазин этот состоял из нескольких секций – отдельно верхняя одежда, отдельно электроника – телевизоры и магнитофоны, отдельно мебель и т.д. Для быстрой реализации вещь по желанию клиента можно было отдать в отдел срочной продажи. Понятно, что с некоторыми уступками по цене.

Через квартал от дома с выставочным залом в начале восьмидесятых был открыт еще один значимый по советским меркам магазин – «Музыкальные товары». Здесь продавали музыкальные инструменты и грампластинки. Особенность же магазина была в том, что название «Музыкальные товары» прижилось не сразу. В городе его долго именовали «Мелодией», по аналогии с любимым магазинчиком, который работал на проспекте Ленина, на том самом снесенном участке, павшем жертвой строительства Белого дома. 

Ну а одним из первых магазинов нового времени, открытом еще на Красноармейской улице, стал книжный магазин «Знание», на перекрестке с нынешней улицей Фрунзе. Он стал одним из предвестников того, что Красноармейская рано или поздно приобретет новый, современный вид. Согласно названию, магазин в 1963 году очень торопились открыть именно ко Дню знаний, но не получилось. Поэтому в канун Первого сентября заработал только отдел, где продавали учебники и школьные принадлежности. Все остальные были пущены в строй чуть позже – осенью того же года.  

В очереди за дефицитом

С какого магазина на противоположной стороне проспекта начнем? Давайте с ювелирного. Все ж таки драгоценности, которые в то время также были дефицитом. Возле ювелирок толклись разного рода жучки, специализировавшиеся на перепродаже всякого рода дефицита – колец, сережек и других золотых изделий. Их задачей было не только купить, но и перехватить клиента, который нес драгоценности в скупку. Особенно актуальны ювелирные изделия становились в период очередного обмена денег, повышения цен и т.п. Валюту покупать было нельзя, поэтому народ вкладывал деньги в золото.

В «Сапфире» также был открыт отдел с обручальными кольцами, которые продавались по приглашениям из загса. Ассортимент имелся, может, и не очень богатый, но достаточный для того, чтобы сделать выбор. Отдел обнищал только в конце восьмидесятых, когда тотальный дефицит начался повсюду. 

2q68B_M70O4.jpgКинотеатр «Октябрь» – один из знаковых объектов Красноармейского проспекта советского периода.

Впрочем, главным магазином для молодоженов был, конечно, салон для новобрачных напротив кинотеатра «Октябрь». Он гордо именовался магазином №1 Тулгорпромторга и также появился на Красноармейском в период бурной застройки в начале восьмидесятых годов. Приобрести товар здесь можно было по приглашениям из загса. Причем, приглашения давали не только молодоженам, но и тем, кто собирался отмечать золотую или серебряную свадьбы. 

Создающим ячейку общества молодым людям или уже отбывшим свое в браке нужно, как правило, очень многое. И кое-что из желаемого тут было: импортная обувь, мужские костюмы, свадебные платья, женский трикотаж, косметика, постельное белье, столовые сервизы и приборы, даже эмалированная посуда. О каждой из покупок делалась специальная отметка в приглашении, чтобы какой-нибудь оборотистый жених не мог приобрести два женильных костюма или две пары туфель. Работали в коллективе одни женщины, и к делу относились с душой. В салоне для новобрачных громоздились даже целые наглядные композиции с постельным бельем в будуарах, висюльками над кроватью или свадебными сервизами. 

lzxmOva_g3g.jpgЗаведующая салоном для новобрачных Раиса Матвеевна Мишина. 1989 г.
Фото из коллекции В. Щербакова

Жизнь при дефиците в конце концов сослужила плохую службу. Когда с прилавков исчезло все, именно салон для новобрачных стал ареной самых громких разоблачений. Приходившие с неожиданными проверками народные контролеры обнаруживали в подсобках дефицитный хрусталь, импортную одежду, залежи коробок с модными туфлями, банки сгущенного молока, индийские женские трусики. Все это тут же демонстративно отдавалось в торговый зал, где моментально образовывалась давка. Отчасти она имела и искусственный характер. Выбранный товар надо было пробить в кассе, а касса на весь торговый зал только одна. Отстояв в одной очереди, надо было занимать другую – теперь чтобы получить покупку. С улицы тем временем переминалась в нетерпении с ноги на ногу толпа других покупателей, увидевших, что в салоне что-то дают. 

Приглашения в этот магазин давались только после подачи заявления в загс, но советского человека на мякине не проведешь. Закон ведь разрешал подавать заявление по месту жительства жениха, невесты, а также родителей невесты и родителей жениха. Это ни много, ни мало четыре приглашения, которыми можно было просто спекульнуть, продав за пятьдесят рублей, а можно дождаться хорошего товара и постараться навариться побольше. Практика подачи липовых заявлений была массовой – до загса в итоге доходила всего треть молодых людей, подавших заявления. 

В 1991 году купить в открытой продаже что-то приличное по фиксированной государственной цене можно было, наверное, только в салоне для новобрачных. Чтобы остановить толпы, дежурившие перед входом в ожидании дефицита, городские власти издали решение «Об упорядочивании отпуска товаров в салоне для новобрачных». Теперь после подачи заявления надо было внести залоговые триста рублей. На эту сумму в течение двух недель разрешалось сделать покупки в салоне. Если молодожены так ничего и не купили, деньги им возвращались после росписи. А вот если свадьба не состоялась, то и триста рублей оставались в распоряжении государства, ибо нефиг. Деньги перечисляли на благотворительные цели. При этом костюм, обувь, платье для невесты, косметику можно было покупать вне залога до самого дня свадьбы. 

Очереди действительно рассосались. А ведь разборки относительно торговли дефицитом поднялись к тому времени до уровня горсовета и вызывали шумный резонанс в городе. Но скоро страсти утихли. Страна вступала в эпоху перемен, когда магазинов с невероятно широким ассортиментом товаров стало существенно больше. Причем большинство из них появлялись в хорошо знакомых помещениях, построенных когда-то по советскому плану развития Красноармейского проспекта. 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

2 августа 2023, в 09:03 +35
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
В Обидимо всех обижали?
В Обидимо всех обижали?
Ретромагия со «Слободой»: снимки с историями наших читателей
Ретромагия со «Слободой»: снимки с историями наших читателей