Эти ироничные слова про Париж и Тулу вспоминает двоюродный брат Владимира Семеновича Павел Леонидов: «Я в жизни видел множество русских городов. Сколько-то – американских, несколько европейских. Вашингтон и Москва – провинция, Бостон и Рим – провинция, а Париж – провинция хуже Тулы!»
В провинции не хуже Парижа Высоцкий бывал несколько раз. В 1966 году он приезжал в Тулу на гастроли вместе с театром на Таганке. До выхода «Вертикали» – фильма с песнями Высоцкого, принесшего ему всесоюзную любовь, целый год.
Поэтому на спектакле «Добрый человек из Сезуана» в ДК ТОЗ (нынешний ДК «Туламашзавода»), где у Высоцкого далеко не главная роль Второго Бога, зрителей меньше половины зала, а после перерыва и того меньше. Туляки модный уже в Москве театр не восприняли.
На здании ДК в Туле открыли 24 января мемориальную доску Высоцкому.
Есть версия, что в семидесятых годах Высоцкий выступал в кафе «Мир» в Заречье недалеко от здания райкома ВЛКСМ. Но никаких документальных или магнитофонных свидетельств этого события не сохранилось.
Владимир Высоцкий, Америка, 1976 год. Фото Леонида Лубяницкого.
Однако точно известно, что в августе 1977-го Высоцкий приезжал в Тульскую областную больницу навестить попавшего под Ефремовом в автокатастрофу актера Всеволода Абдулова – они были лучшими друзьями.
Владимир Высоцкий, Марина Влади и Всеволод Абдулов на теплоходе «Шота Руставели»
во время крымско-кавказского круиза, август 1973 года.
Причем пустили его далеко не сразу – бдительный вахтер объяснял, что в тихий час никому проходить не положено. «Я уже пришёл в сознание, в плавающее слабое сознание, но уже соображал. Вдруг вбегает ко мне медсестричка, а они там уже привыкли, что такие люди появляются... и эти... и эти вроде привыкли ко всему, а тут совершенно обезумевшая влетела и кричит: «К вам Высоцкий!» – вспоминал позже Абдулов.
В конце семидесятых Высоцкий заезжал в поселок Первомайский под Щекино навестить Альберта Зорина.
Альберт Константинович Зорин был талантливым фоторепортером, но из-за трагического происшествия оказался прикован к кровати. Уже будучи недвижимым, он продолжал работать – писал стихи и рассказы, реставрировал иконы. Из Москвы к нему приезжали многие известные представители творческой элиты, не только Высоцкий.
Так что известная в нашем городе и написанная в 1978 году строчка «Живу везде, сейчас, к примеру, в Туле...» основана, как теперь говорят, на реальных событиях.
Высоцкий – это победа над собой
Мы попросили известных туляков ответить на два вопроса.
- Какое влияние оказал Высоцкий на вашу жизнь?
- Почему его песни актуальны и сейчас?
Владимир Лебедев, генерал-майор ФСБ в запасе:
1. Помню, какое яркое впечатление на меня произвел фильм «Вертикаль», где звучали песни Высоцкого. Мы ехали на соревнования, и в Ленинграде у нас была пересадка. Воспользовались свободным временем, пошли в кино. Мне даже удалось побывать на концерте Высоцкого. В шестидесятые годы он был у нас в Петрозаводском государственном университете, где я учился. Правда, это случилось так давно, что даже не помню, к сожалению, никаких подробностей.
Неправда, что в нашей службе к нему относились с подозрением. Мы пели его песни даже, может, громче, чем простые штатские. С песнями Высоцкого у меня связана такая история. Когда меня в 1993 году утвердили начальником УФСБ по Калужской области, я пришел на прием к губернатору Александру Васильевичу Дерягину. Это был очень интересный человек – доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук. Он меня спросил: как человек с таким образованием, выпускник военно-механического института, попал на работу в органы КГБ. Я ему ответил строчками Высоцкого: «Не судьба меня манила и не золотая жила, а широкая моя кость и природная моя злость». Вопросов с его стороны больше не было. Под этим девизом мы с ним успешно проработали несколько лет, до моего возвращения в Тулу.
2. Всё идет по кругу. Песни Высоцкого – это борьба добра со злом, за справедливость – то, чего нам сейчас не хватает.
Сергей Харитонов, председатель Тульской областной Думы:
1. Помню, как мы старшеклассниками бренчали песни Высоцкого на гитаре. Тогда у них был свой, дворовый, колорит. Потом, с годами, стал глубже вникать в смысл и философию его песен. Считаю Высоцкого и Есенина летописцами нашей русской души. Песни Высоцкого – это суть нашего человека, которые надо слушать наедине со своей совестью.
Конечно, удивительны его песни о войне, о наших солдатах. Помните «Мы вращаем землю» – в несколько строчек вместился настоящий большой роман. А еще это великолепный сарказм, до глубины драматизма.
2. Песни Высоцкого до сих пор объединяют всех нас. Их актуальность в духе свободы. Не вседозволенности, а настоящей нравственной свободы, победы над собой.
Татьяна Ларина, уполномоченный по правам человека в Тульской области:
1. Мы с мужем в свое время коллекционировали пластинки Высоцкого, которые начали выходить в конце восьмидесятых годов. И собрали весь комплект, более двадцати пластинок. Сейчас, конечно, именно пластинки уже не слушаем, но сами песни до сих пор звучат. Когда еду на дальние расстояния, включаю в машине записи Высоцкого.
Из всех его песен для меня, наверное, по-особенному звучит «На братских могилах не ставят крестов». Дело в том, что я очень долго не могла найти место, где был похоронен дед, погибший в войну. И только разбирая мамины документы, обнаружила, что у него братское захоронение. Те самые братские могилы, на которых не ставят крестов.
2. Его патриотические, гражданские песни очень актуально сейчас звучат. Это наша историческая память. Именно поэтому Высоцкий остается современным исполнителем.
Юрий Цкипури, мэр Тулы:
1. Еще при жизни Владимир Высоцкий стал одним из самых популярных поэтов, певцов, народным любимцем. Его хрипловатые песни на магнитофонных лентах брали, как говорится, за живое. Каждым аккордом, каждой написанной строкой он давал понять людям, что он их понимает. Мне очень нравится его военная лирика и стихи о дружбе и друзьях: «Высота», «Братские могилы», «Он вчера не вернулся из боя…», «Сыновья уходят в бой», «Если где-то в чужой, неспокойной ночи», «Песня о друге»…
2. Произведения Высоцкого стали шедеврами русского искусства. Все они под стать фамилии автора – самой высокой пробы.
Лариса Козлова, режиссер-постановщик ТАТД:
1. В Тульском академическом театре драмы у нас на этой неделе состоится премьера спектакля «Я вышел на подмостки», посвященного Высоцкому. Мы не ставили задачу перепеть его песни. Это не точь-в-точь и не один в один. Скорее, интерпретация его песен, наша, актерская, дань коллеге, актеру Владимиру Высоцкому. У спектакля есть подзаголовок: пьеса для семи нот – он ведь играл на семиструнке. И спектакль завершается тем, что мы делаем коллаж из его песен, – хотим, чтобы в этот момент их пел вместе с нами и зал.
2. Мне кажется, суть песен Высоцкого – быть всегда самим собой, искренность, вера, чистота. Это именно те качества, которых людям очень часто не хватает в себе и в других.
Инна Тарада, актриса Тульского академического театра драмы:
1. Лет тринадцать назад, после одного из творческих вечеров, ко мне подошел председатель тульского клуба «Горизонт» Владимир Николаевич Щербаков и предложил совместно поработать над спектаклем по его сценарию. Так появился моноспектакль «Я люблю – и, значит, я живу!», в основу которого легла книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Сейчас, в дни, когда отмечается юбилей Владимира Семеновича, мы будем его показывать в театре «Эрмитаж».
Особенность именно нашего спектакля в том, что здесь звучат не только стихотворения, баллады и песни, но и отрывки из малоизвестной прозы Владимира Семеновича. В 1998 году в Туле был издан пятитомник Высоцкого, и там впервые была напечатана его проза, которая, к сожалению, практически так и не узнана в России. В канун юбилея мы немного освежили спектакль. В частности, вставили в него последнее письмо Высоцкого к Марине Влади, написанное в тот момент, когда он уже жил между двух миров, понимал, что с ним случится в ближайшем будущем:
«Мариночка, любимая моя, я тону в неизвестности. У меня впечатление, что я могу найти выход, несмотря на то, что сейчас я нахожусь в каком-то слабом и неустойчивом периоде. … Ты – единственная, благодаря кому я смогу снова встать на ноги. Еще раз – я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо».
2. Высоцкий – это отсутствие всяческой фальши. Нельзя лгать, говорить неправду. Он будет интересен всегда, потому что его песни – это исследование души человека, стремление к правде.
Татьяна Алексеева, исполнительный директор «Слободы»:
1. Я выросла на этих песнях. Мой папа был большим поклонником Высоцкого, и у нас всегда дома было много магнитофонных катушек с записями. Уроки учила под песни Высоцкого, который звучал на нашем магнитофоне «Днипро». Потом мы слушали их уже с моими одноклассниками. Так получилось, что песни Высоцкого рефреном звучат во мне всегда. В прошлом году я стояла на вершине Эльбруса и напевала про себя из фильма «Вертикаль»: «Весь мир на ладони – ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим – у которых вершина еще впереди».
Осенью 1980-го, в год, когда умер Высоцкий, мы с моей подругой оказались в Москве. И у нас неосознанно возникло желание сходить на могилу Высоцкого. Мы были молодыми людьми тогда, и пойти на кладбище по доброй воле – это был поступок. Помню, что могилу Высоцкого мы нашли очень быстро – над ней возвышался целый холм цветов.
2. Наверное, какие-то его песни, касающиеся советской действительности, потеряли свою актуальность, сейчас уже не так понятны. Но его стихи про общечеловеческие ценности, отношения между людьми, о любви не подвластны времени.
Высоцкий с сыном Марины Влади Володей рядом с одной из своих BMW — BMW 2500.