Beat Weekend: Даже если бы приехали The National, зал бы не набрался

Фото Максима Котенева

Beat Weekend: Даже если бы приехали The National, зал бы не набрался

В длинные ноябрьские выходные в Ясной Поляне прошла тульская версия Beat Film Festival – фестиваля кино о музыке. Пятьдесят фанатов альтернативной музыки были в восторге.

Мероприятие не слишком широко рекламировалось, но целевая аудитория была прекрасно осведомлена. Организаторы напрямую говорили о том, что решили провести это фестиваль ради тех людей, кому интересная альтернативная музыка, пусть даже их всего будет пятьдесят человек. В зале, правда, было поменьше.

Среди зрителей был корреспондент Myslo Константин Игнатущенко, который поделился своими впечатлениями о фильмах.

День первый

Открылся фестиваль фильмом «20000 дней на Земле». Это лента, решенная в стиле документальной драмы, разворачивает перед зрителем события двадцатитысячного дня в жизни культового музыканта Ника Кейва. Картина была удостоена приза за лучшую режиссуру на последнем «Сандэнсе» (национальный американский кинофестиваль независимого кино).

За полтора с небольшим часа Кейв успевает пообщаться со своим терапевтом о первом сексуальном влечении и своем отце, съездить в архив и порефлексировать о самых ярких эпизодах своей жизни, а затем выйти на сцену Сиднейского оперного театра. В промежутках — кадры с репетиций с The Bad Seeds и прошедших концертов, а также диалоги с Кайли Миноуг, Реем Уинстоном и Бликсой Баргельдом.

Для фанатов творчества Ника Кейва «20000 дней на Земле» вряд ли станет откровением, но даст возможность максимально сфокусироваться на его гении. Для прочих же это необычный гибрид документального и художественного кино, выполненного в стиле потока сознания, может стать поводом для более пристального знакомства с творчеством музыканта.

День второй

…Начался показом картины «Принятые за незнакомцев», формально являющейся документальным фильмом о концертном туре группы The National после выхода нового альбома в 2010-ом году.

Перед показом организаторы пошутили: даже если бы они пригласили самих The National, зал бы все равно не набрался.

Но все-таки человек двадцать любителей этой инди-рок группы в нашем городе обнаружилось.

Но, как выясняется, гастроли The National становятся лишь фоном для выяснения отношений братьев Бернингеров. Мэтт — фронтмен крайне популярной группы, Том — лентяй без определенного рода деятельности. Приглашение поработать ассистентом в мировом турне группы он воспринимает как шанс сделать документальный фильм. При этом неспособность Тома даже четко сформулировать вопрос приводит к тому, что заснятые им эпизоды комичны, разрозненны и меньше всего походят на фильм о группе. Скорее, демонстрируют неуверенность в себе режиссера рядом с успешным «альфа-самцом» братом.

«Принятые за незнакомцев», при всей неряшливости исполнения, смотрится на удивление оригинально и необычно, словно невзначай затрагивая вопросы таланта, зависти, целеустремленности и вопросу: каково жить в тени успешных родственников, оставляя после себя крайне светлое и жизнеутверждающие послевкусие (так и хочется добавить: не то, что музыка The National).

Следующие «Олдскульные ренегаты» собрали почти полный зал. В этом фильме за авторством Мориса Стенбергена пионеры рейва (одно из направлений электронной музыки) вспоминают о временах своей молодости, когда с восьмидесятых годов начал складываться этот стиль. И, если при упоминании имен Prodigy, Moby, D. J. Smiley, 808 State, Джоуи Белтрама, Эйсен Разви, единственной вашей мыслью является: «кто эти люди» — то, скорее всего, эта картина вас не заинтересует. Кино рассчитано на тех, кто в «теме» и регулярно «клубится». Хотя, конечно, ничто не мешает ознакомиться с данной лентой для общего развития. В конце концов, хаус и прочая электронщина – действительно значимое явление современной культуры.

В отличие от двух предыдущих лент «Олдскульные ренегаты» – совершенно традиционное документальное кино. Режиссер объехал весь мир, чтобы найти тех, кто двадцать пять лет назад совершил «последнюю музыкальную революцию», и фильм представляет собой параллельно смонтированные интервью с ветеранами техно- и хаус-музыки, рассказывающими о том, как все начиналось, как родились те или иные треки, как они справлялись с нахлынувшей славой и когда наркотики были лучше.

Забавно, что перед сеансом кто-то шутил, мол, наверняка сейчас будут ностальгировать по тому, насколько лучше раньше были наркотики, и он попал в точку.

Конечно, фильм пронизывает тоска не только по психоделикам, но и по атмосфере единства, причастности к чему-то большому.

Примерно об этом говорил и выступавший после показа главный диджей Тулы Деш (Дмитрий Шевяков).


Dj Деш

- Сейчас тяжело всех собрать и остро пережить эмоции. То, что сейчас происходит на музыкальном рынке, хоть и арена большая, но носит ярко выраженный, даже не коммерческий, но рассчитанный на подростков подход, как и весь шоу-бизнес. И кому-то нравится дабстеп, кому-то еще что-то. Все электронные танцевальные вещи по полочкам разложены, у всех свой маленький рейв.

Деш подчеркнул значимость самого фестиваля Beat Weekend как просветительской площадки: «В России, к сожалению, нет информационной базы, которая рассказывала бы о музыке. Никто не раскрывает музыкальный аспект. Что с музыкой происходит, кто ее делает, как, например показывают в этом фильме». Тут, несомненно, dj Деш прав, но, к сожалению, «Олдскульным ренегатам» не удается стать чем-то большим, нежели просто историко-музыкальной справкой.

День третий

На третий день продолжилась «борьба за звание самой непопулярной группы в Туле», и Duran Duran вырвался вперед. На «Duran Duran: Вне сцены» людей было меньше, чем на The National. И даже фигура Дэвида Линча в качестве режиссера не помогла. Сразу стоит заметить, что перевод названия фильма вводит в заблуждение (вернее, пожалуй, «неинсценированное/непостановочное»), потому как группа как раз таки только на сцене и находится, выступая в стенах Мэйан Тетра в Лос-Анджелесе в марте 2011-ого.

Конечно, все это было интересно сугубо поклонникам британского коллектива, но рука Линча заметна с первого кадра. Во время исполнения каждой композиции поверх черно-белого изображения Duran Duran накладывается визуальный ряд, который можно охарактеризовать только как линчевский. Странные, сюрреалистические образы, безусловно, добавляют концерту новое измерение, позволяя по-новому воспринять творчество англичан.

Совпало, что и последующая лента «Без обратного пути» о группе Blur была снята в 2010-ом, так что это был день старого, по меркам фестиваля, кино.

Построенный как рассказ четырех участников (Дэймон Албарн, Грэм Коксон, Алекс Джеймс, Дэйв Роунтри), соединяющий прошлое (образование Blur, популярность брит-попа, соперничество с Oasis, смена стиля, распад группы) и настоящее (воссоединение, серия закрытых концертов и эпичное выступление на фестивале в Гластонбери и Гайд-парке), «Без обратного пути» успешно справляется с тем, чтобы заинтересовать и даже заставить зрителя сопереживать проблемам, постигавшим музыкантов на их творческом пути.

День четвертый

В последний день фестиваля Beat Weekend зрителей было еще немного меньше, чем в предыдущие. Видимо, творчество Элиса Купера и «Палп» тулякам совсем не близко.

«Супер-пупер Элис Купер» — это история скромного Винсента Фурнье, сына пастора из Детройта, который в 70-ые стал олицетворением шок-рока и главным ужасом родителей всей Америки. Эта документальная лента рассказывает в целом хорошо известную историю становления образа Элиса Купера в группе, а затем и в сольной карьере, добавляя все же немного нового. До сего момента Фурнье отрицал наличие проблем с кокаином в 80-ые, но тут эта тема не обходится стороной. В то же время, такие эпизоды из его настоящего, как поддержка Джорджа Буша младшего или утверждение, что Ветхий Завет следует воспринимать абсолютно буквально, пропускаются создателями из виду, хотя, по сути, нарратив заканчивается 1986-ым годом, когда музыканту удается окончательно разграничить персонажа Элиса Купера и себя настоящего. С тех пор рокер «ничего не употребляет».

Возможно, поэтому, когда Винсент Фурнье обращается к зрителям, чтобы они приготовились увидеть «первое в истории шокьюментари», это больше похоже на милого дедушку, обещающего рассказать «бабайку», чем на «великого и ужасного» Элиса Купера.

Фильмом закрытия выступил «Pulp: фильм о жизни, смерти и супермаркетах». О группе я, признаться, до этого не знал практически ничего, так что это наверняка повлияло на мое восприятие, но, рискну предположить, что это лучший, наряду с «Приняты за незнакомцев», фильм фестиваля.

Этот документальный фильм не рассказывает ни о истории группы, ни о личной жизни участников. Вместо этого он сосредотачивается на Шеффилде (родине музыкантов) и его обитателях накануне концерта в декабре 2013-ого, когда «Палп» выступили в последний раз.

Флориан Хабихт интервьюирует самых обычных жителей города, готовящихся к предстоящему шоу. Среди них и продавец газет, и дети, которые просто счастливы сняться в кино, и продавцы рыбы (чем раньше занимался и фронтмен Джарвис Кокер), и тренер женской футбольной команды, и странная парочка, сбежавшая ради концерта из психической лечебницы, и медсестра, специально прилетевшая из США, и пожилые поклонницы творчества: все они представлены с исключительной добротой и уважением. Недаром, заглавной композицией «Палп» является «Common people» (обычные люди).

о зрителях зрительницах

Аудиторией, которая все же нашла в себе силы добраться до Ясной Поляны, была в основном молодежь, поклонники таланта Ника Кейва и любители электронной музыки, а вот на Элиса Купера пришли люди постарше.

Конечно, пообщавшись с ними, можно сказать, что это люди разборчивые, точно знающие, что действительно заслуживает их внимания. Лично я поговорил с тремя очаровательными девушками.


Мария

- Что-то к нам одних Киркоровых привозят, не хожу никуда. На Горана Бреговича предпочитаю в Кремлевский дворец путешествие, — отвечает Мария, восхищенная картиной «20000 дней на Земле», на вопрос о том, какие в последнее время еще мероприятия в Туле она посещала.


Дарья

Дарья также осталась довольна фильмом о Нике Кейве:

- Очень понравилось. Вот британскую волну и люблю слушать: темную, мистическую, чувственную. У меня насыщенный ритм жизни, поэтому для меня просмотр фильма — это повод встретиться с друзьями или ликвидировать пробелы в знаниях. Как раз оказалось очень удобно заехать на фестиваль, пока я в Туле у друзей, ведь вообще я живу преимущественно в Москве.


Ирина

Еще одна зрительница Ирина, хоть и не любительница рейва, но пришла посмотреть «Олдскульных ренегатов:

- Просто интересно, как это всё начиналось и развивалось, впечатлениями довольна осталась.

Ирина оказалась наиболее вовлеченной в культурную жизнь города из всех: «На выставках бываю редко, раньше часто ходила на квартирники, люблю стихочтения, бываю на выступлениях различных групп, собираюсь в театр сходить».

в заключение

С сожалением должен отметить, что Beat Weekend не привлек к себе большого внимания туляков. Жаль, ведь фильмы, показанные в рамках фестиваля, вряд ли можно будет увидеть даже в сети, не говоря уж о большом экране. А при этом каждая из них по-своему хороша. Остается надеяться, что ДК «Ясная поляна» в следующем году снова подарит тулякам шанс прикоснуться к лучшему документальному кино о музыке, который на этот раз оценят по достоинству.

Подробнее о фильмах, показанных на фестивале,
читайте в блоге «Фильмоскоп».

7 ноября 2014, в 17:42 +2
Другие статьи по темам
Событие
Селфи в Туле любят делать молоденькие девушки и Александр Невский
Селфи в Туле любят делать молоденькие девушки и Александр Невский
Культурная программа на ноябрь
Культурная программа на ноябрь