Творчество Милы Ямпольцевой — волшебный ларец с добрыми сказками, герои которых сами их и рассказывают. Каждый из них — как магнит, который крепко притягивает взгляды. Этих персонажей хочется разглядывать, трогать, спрашивать их историю или придумывать ее самим.
Мила — профессиональный дизайнер, художник. Долго работала по специальности в рекламных агентствах, являлась арт-директором. Но с рождением ребенка началась не просто новая глава в жизни — начался новый том, в котором не надо выполнять заказы, а можно творить для души.
— Помимо создания иллюстраций и открыток, я начала пробовать работать с разными материалами: шерсть, вата, стекло, папье-маше, полимерная глина… Каждый новый персонаж учил меня чему-то новому. Кому-то нужно было свалять валеночки из шерсти, кому-то сплести корзинку из тонкой лозы. Перекрасить волосы, смастерить цветы из фоамирана, сделать кожаные крылья…
Одной из первых больших работ стала серия персонажей с чудаковатыми шапками «Балаган». Это серия из 14 авторских кукол, прототипами для которых послужили животные. Начиналась она с одного персонажа, но каждый «приводил» следующего. Все они самобытны и обладают личным магнетизмом, общее одно — сюрреализм.
— Даже если мои персонажи — люди, они выходят несколько утрированными, обязательно присутствует гротеск. Мне не интересно транслировать то, что мы и так видим каждый день. Я с уважением отношусь к людям, которые пишут реалистичные натюрморты. Но считаю, что у каждого человека есть свой мир, потаенные закоулочки, которыми можно поделиться, на одни и те же вещи все смотрят по-разному. Я хочу не фиксировать реальность, а раскрашивать и дополнять ее.
Образ женщины. Она плавная, мечтательная, наполнена любовью и окружена цветами.
Интерьерные куклы и композиции живут в домах и так или иначе формируют атмосферу.
Именно поэтому мастерица делает акцент на эмоции, которые дарят куклы владельцам: они должны радовать, вдохновлять, наполнять цветом пространство.
— Каждая кукла выполняется полностью вручную, порой процесс занимает месяцы. За это время успеваешь полюбить работу, словно она живая. Эту любовь кукла потом приносит в новую семью, где она будет жить.
Источники вдохновения — они вокруг: пейзаж за окном или чья-то история. Они могут стать сюжетом для создания любой работы. Двух одинаковых кукол Мила не делает. А зачем? Новых идей и образов у нее припасено на годы вперед.
— Питер и старая Москва вдохновляют: ощущаешь какую-то постоянность на контрасте с быстро меняющимся миром. Еще идеи рождаются под впечатлением от событий или людей. Например, прообразом Маленького Наполеона стал сын.
Создание каждого персонажа идет по своему сценарию.
— В процессе работы задумка часто меняется. Это естественный процесс. Я раньше не верила, что скульптуры живут своей жизнью. А сейчас понимаю: да, так и есть. Не бывает такого, что что-то пошло не так. Просто приходит другая идея, даю возможность ей развиваться. Я никуда не тороплюсь. Если вдохновение закончилось — это нормально. Создание каждой игрушки — это настроение.
Иллюстрации — вторая ипостась Милы. В зависимости от настроения они создаются маслом, тушью и пером, акварелью, часто, как и в куклах, техники совмещаются. Характерная особенность рисунков — максимальная детализация.
— Мне нравится кропотливая работа, мелкие детали. Для меня вообще очень важны детали в интерьере, в одежде, людях. Поэтому и в рисунках придерживаюсь этого правила. Рисунки — это тоже результат каких-то впечатлений. Например, работа «Весна». Получился очень собирательный образ из снега, который тает и оголяет черную землю и корни деревьев, сухие прошлогодние листья, вокруг — заборы серых домов. Но постепенно черно-белый мир наполняется новыми цветами, светом, и начинается новая жизнь.
Работа «Весна» вобрала в себя все многообразие этого времени года.
Работы Милы — частые гости московских маркетов и выставок. Назвать участие в них заработком сложно, но это возможность заявить о себе и поделиться своим видением мира.
— Маркеты — это возможность встретиться лично с теми, кому интересно моё творчество. Поездки на маркеты — недешевое удовольствие: нужно окупить аренду, дорогу, проживание и материалы и выйти в «плюс». Но важно другое: люди стремятся познакомиться с мастерами и их творчеством поближе. Интересуются технологией создания кукол. Если встретите меня и мои работы, не бойтесь подойти и пообщаться: я проведу вас в волшебный мир моих фантазий. В Туле работаю с детьми в арт-студии «Каморка»: преподаю живопись и папье-маше.
Моя цель — развивать фантазию, чтобы мир не ограничивался только тем, что они видят вокруг. Это очень важно — через фантазию создавать новые изобретения, книги, картины. Прелесть фантазии в том, что это будет всегда правильно, потому что на самом деле правил тут нет.