Сегодня все работы Артура Русакова после выставок почти сразу же отправляются к владельцам. В мастерской практически ничего не залеживается.
- Вам повезло, что у меня что-то есть из моих работ — клинок «Темное пламя». Обычно ничего не бывает. А тут я как раз только забрал с выставки из Музея оружия клинок, — рассказывает Артур. — Скоро он поедет в частную коллекцию в Санкт-Петербург.
Путь Артура к оружейному ремеслу был витиеват. Он родился в Брестской области Белоруссии. После 9 класса поступил в ПТУ по специальности «кузнечное дело». Но проучился всего полтора месяца, а после семья переехала в Заокский район Тульской области. Здесь парень продолжил обучение в 10 классе. По окончании школы поступил в сельхозколледж на менеджера. После выпуска ушел в строительную сферу и долгое время проработал в ней.
Все это время ножи для Артура оставались всего лишь увлечением.
- Лет в 14 нашел какую-то железку и появилась мысль сделать из нее нож. Но не было инструмента. Потом лет в 20 у меня в руках оказался кусок брони от старой инкассаторской машины. Сделал из нее ножик с помощью подручных инструментов — не было тогда еще у меня специальных, — вспоминает оружейник.
В 2013 году в жизни Артура случился переломный момент. Он закрыл строительную фирму и уехал на полгода из Тульской области.
- По возвращении попросил у товарища в долг 10 тысяч рублей, купил железа и кирпича, сварил зонтик для горна и сложил сам горн. На углях ковал первые ножи. Материал и все необходимое собирал по друзьям. Кто-то угля принес ведро, кто-то железку, напильник, подшипник. Наковальню купил старую, пенек из леса приволок. Разогрел железку и начал ее плющить. Ну и так потихоньку, потихоньку… В интернете искал информацию, изучал технологию.
Первые ножи Артур делал просто так и дарил знакомым. Спустя год приехал в гости друг и, увидев один из его ножей, попросил продать. В этот момент и появилась мысль, что хобби может оказаться прибыльным.
- Я понял, что надо совершенствоваться, развиваться и улучшать качество. Сделал новую мастерскую. Обзавелся инструментами. Через некоторое время узнал о Гильдии оружейников, и появилась новая мечта — оказаться частью ее команды. Но это совершенно другой уровень, где особый акцент ставится на художественное оформление. При этом и функционал ножа должен сохраняться.
Для вступления в ряды Гильдии Артуру пришлось совершенствовать свое мастерство. Помимо хороших клинков, нужно было еще заниматься и оригинальным оформлением.
- На собрание Гильдии я повез работу «Хранитель времени». Для середины клинка я использовал углеродистую сталь, а вот обкладки сделал из железа X века. Попало оно ко мне чудом. Шла реставрация храма. Рабочие из стен достали закладные и хотели их на металлолом сдать. Слава богу, везде есть свои люди, они привезли эти железки мне. В итоге комиссия одобрила работу. Так я и оказался в команде Гильдии оружейников России.
Фотограф: Екатерина Игина.
Это было в 2019 году. Следующей большой работой Артура стала настольная композиция La lasta sanco («Последний шанс»).
- Клинок выполнен из ламинатной стали, а обкладки — из нерждамаска. Рукоять сделал из клыка моржа. Чтобы сделать ее максимально похожей на свечу, я использовал для примера настоящую свечу. Глядя на нее, вырезал рукоять. Название композиции родилось само собой — в собранном виде вряд ли подумаешь, что в ней на самом деле спрятан нож.
Фотограф: Екатерина Игина.
Эта работа была выставлена в Музее оружия в Туле, а после подарена ему. Теперь она является частью постоянной его экспозиции.
- Для меня ценно, что моя работа оказалась частью музейной выставки. Теперь она не просто часть коллекции, она стала частью истории, а это дорогого стоит!
В этом году в экспозиции «Шедевры тульских мастеров» можно было увидеть клинок «Темное пламя».
А вот для воплощения идеи стилета «Потомок 2.0 Жадный Генрих» оружейнику пришлось изучить некоторые тонкости ювелирной работы.
Уникальность таланта Артура не только в оригинальности идей, но и в том, что он от начала до конца выполняет все лично, не сотрудничая с резчиками, ювелирами и прочими мастерами.
- Для кого-то, может, удобнее выполнять работу в сотрудничестве с другими мастерами. Но я считаю, что никто не сделает лучше, чем сам автор. Да, может, не всегда все выходит с первого раза, но я всегда стремлюсь совершенствовать свое мастерство. Любая ошибка — это опыт. Мне нравится учиться работать в новых техниках, материалами и пр.
Для отделки рукоятей клинков оружейник использует самые разнообразные материалы: экзотическую древесину, поделочные камни, стабилизированные зубы мамонта, рога, различные виды кожи, цветной металл и сплавы. Бывает такое, что именно материал для отделки вдохновляет и рождается идея очередного ножа.
Кстати, кузнец-оружейник сам себя называет «плющелом». Кузнечное ремесло в его понимании — нечто большее, чем просто сделать клинок.
- Работа кузнецов более масштабная. Они работают только с металлом. У меня тесть кузнец. Я же по сути плющу металл и придаю ему форму. Поэтому оружейник — это не кузнец, а плющело.
За исключением коллекционных работ, являющих собой образцы оружейного искусства, остальные творения Артур Русаков относит к разряду повседневных инструментов. Такую оценку дает исходя из критерий ГОСТов.
- Что является хозяйственно-бытовым инструментом, а что холодным оружием — прописано в ГОСТах. Я четко соблюдаю все их требования, потому что основная моя цель — делать качественные бытовые ножи. Оружие я не изготавливаю.
С заказами же Артур старается не работать.
- Для знакомых, которые знают и доверяют моему стилю работы, я, конечно, сделаю на заказ нож. Для меня создание любого ножа — это творческий процесс. Чтобы не было расхождения с тем, что ожидает заказчик и тем, что задумал я, стараюсь избегать работы на заказ.
Самое главное в любой работе — любить ее. А когда работой становится хобби, то это настоящая удача. В случае Артура все сошлось именно так. Он занимается любимым делом и рад тому, что есть люди, которые разделяют с ним его увлечение. Сегодня работы Артура Русакова хранятся в частных коллекциях многих российских знаменитостей и просто ценителей его творчества.