Специалисты отмечают, что важно сформировать у школьника правильное отношение к питанию, ведь пищевые привычки, заложенные в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни и влияют на здоровье.
Проблемы с организацией питания характерны для большинства школьников. Во-первых, ребенок в этом возрасте становиться более самостоятельным, в том числе при выборе пищи, ослабевает родительский контроль за питанием.
Во-вторых, растет роль окружающей среды в формировании вкусовых предпочтений (реклама, примера сверстников и прочее). Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста можно выделить:
- отсутствие полноценных завтраков,
- «перекусы» вместо основных приемов пищи,
- «нагруженность» ужина и его сдвиг в сторону более позднего времени
- употребление пищи, содержащей большое количество жиров и простых углеводов, в том числе фаст-фуда.
Специалисты ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» выявили существенные недостатки в рационах питания школьников: высокое потреблении жиров, соли – более чем у 50% детей, добавленных сахаров – у 65%. При этом 36-38% школьников недополучают молочные продукты, 74% – рыбу, 29-35% – овощи и фрукты.
У 66,4% детей в России наблюдается недостаток витаминов (главным образом витамина Д, группы В и бета-каротина) и йода в организме.
Эти нарушения отрицательно сказываются на развитии детей, их способности к обучению, повышают восприимчивость к инфекциям, являются причиной ожирения. Сложность организации питания школьника заключается в том, что она складывается из двух составляющих – питания в школе и дома Только в случае их гармонизации можно реализовать принципы здорового питания.