В рамках исполнения послания губернатора ГЖИ разработала стандарт предоставления услуг ЖКХ.
Стандарт состоит из двух частей: стандарт жилищных услуг и стандарт коммунальных услуг. Первая часть регламентирует деятельность УК, а вторая – ресурсников.
Стандарт собирает воедино различные требования, разрозненные в отдельных нормативных актах.
Там, например, будут нормы по температуре батарей или воды в кранах.
Нормативы предоставления услуг ЖКХ существуют и четко прописаны в целом наборе самых разных нормативных документов. Все участники рынка должны выполнять их в обязательном порядке. Зачастую в теории эти нормативы намного жестче, чем их практическая реализация.
В основных параметрах стандарта жилищных услуг взяты три ключевых, важных для конечного потребителя, рядового жителя региона показателя, то есть требования к:
- договору управления,
- открытости УК,
- качеству обслуживания.
Соответствие каждому из показателей, в свою очередь, определяется по несколько параметрам.
1. Подписание договора в установленном порядке
Стандарт предполагает закрепление практики подписания договоров управления строго в соответствии с требованиями закона. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При этом собственники помещении в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Собственниками многоквартирного дома также может быть принято решение об определении лиц, которые от имени собственников помещений — в многоквартирном доме уполномочены на заключение договора управления многоквартирным домом.
2. Наличие обязательных положений, предусмотренных ЖК РФ
В соответствии с требованиями статьи 162 ЖК РФ обеспечить наличие в договоре управления многоквартирным домом следующей информации:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
- перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
- порядок осуществления контроля исполнения управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
3. Отсутствие «лишних» пунктов
С введением стандарта необходимо исключить практику внесения в договор управления пунктов, позволяющих в одностороннем порядке изменять стоимость услуг по содержанию общего имущества МКД.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений.
Повышение платы за содержание жилого помещения предусмотрено только в случае принятия указанного решения путем проведения общего собрания собственников помещений.
Исключить практику внесения в договор управления пунктов об оплате собственниками сверхнормативных объемов коммунальных ресурсов.
4. Передача технической документации
Необходимо обеспечить безусловное соблюдение управляющими организациями установленного порядка передачи технической документации и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом в порядке утверждённом нормативными документами.
Для жителей стандарт будет являться во многом информационным документом. Эти знания нужны для защиты своих интересов.
Таким образом, в зеленой группе первого рейтинга 2017 года оказалось 40 УК, в желтой — 88, в красной — 18.